Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровизация телеэфира на основе отечественных ТВ-приставок: напрасная надежда или реальная возможность

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифровизация телеэфира на основе отечественных ТВ-приставок: напрасная надежда или реальная возможность?

Всероссийская "оцифровка" телевидения переходит на этап активной практической реализации. Приоритеты, сроки и принципы утверждены на высшем уровне, теперь дело за обеспечением инфраструктуры. По итогам реализации проекта 95% населения страны должны быть обеспечены абонентским оборудованием. Это настоящий вызов для национальных производителей и разработчиков электронного оборудования. Сумеют ли они прервать гегемонию иностранных вендоров, предложив потребителям качественную высокотехнологичную продукцию по приемлемым ценам?

Антон Шалейников
Компания SemiDevices

Александра Гончарик
Независимый журналист, экономист

ТВ-приставки в бизнесе и политике

Специалисты единодушны: 2010 год станет поворотным для индустрии цифрового ТВ в России. Аналитические компании Gartner и iSuppli говорят о перспективах восстановления рынка потребительской электроники, а Правительство Российской Федерации определяет этот год как первый этап развертывания цифровых вещательных сетей.

3 декабря 2009 года после длительных обсуждений и споров была утверждена ФЦП “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.”. Этот документ определил сроки и основные условия внедрения цифрового ТВ. Так была поставлена точка в вопросе приобретения технических средств (а именно ТВ-приставок) для граждан за счет федерального бюджета: эта идея была признана утопичной. И хотя разработчики программы рассматривают степень насыщения абонентов приемным оборудованием в качестве одного из факторов риска в ходе проведения всеобщей цифровизации, они все же переложили на потребителя бремя ответственности за выбор и покупку ТВ-приставки. Таким образом, если россияне не проникнутся идеей “цифровое ТВ - в каждый дом”, планы отказа от аналогового эфирного вещания окажутся нереализуемыми. Именно поэтому целевая программа предусматривает организацию массовых информационных компаний для пропаганды преимуществ цифрового формата.

Но на практике вопросы обеспечения инфраструктуры должны стать “головной болью” не столько потребителей, сколько операторов и производителей пользовательского оборудования. Это им предстоит выбрать или разработать качественные и конкурентоспособные по цене ТВ-приставки и грамотно преподнести их в комплексе с услугами связи, которые, собственно, и являются целью денежных трат пользователей. И дело вовсе не в патриотической заботе о благе государства (точнее, не только в ней). Да, недостаточный спрос на цифру потребует параллельной поддержки аналогового и цифрового вещания, что будет связано с серьезными финансовыми затратами и неэффективным использованием радиочастотного спектра. Но в то же время это приведет к потерям потенциальной прибыли операторов цифрового телевидения, а также разработчиков и производителей ТВ-приставок, не сумевших справиться со своей задачей по продвижению в массы качественных услуг и продуктов. А это уже проблема не государства, а бизнеса.

Авторы программы развития телерадиовещания предусматривают разработку целого комплекса поощрительных мер для российских предприятий-производителей бытовых устройств для систем цифрового вещания и приема. Так что объединение усилий в борьбе с аналоговым ТВ может стать выгодным для всех сторон. Генеральный директор ФГУП “РТРС" Алексей Малинин так описал потенциальные возможности взаимодействия участников рынка: “Как вы знаете, в Европе весь проект цифровизации называется “Проект отключения аналогового вещания", то есть отключение аналогового сигнала гораздо важнее, чем строительство цифровых сетей... [Мы] принимаем меры, чтобы сделать все максимально комфортно для населения и максимально эффективно для государства. Поэтому очень важно, чтобы весь рынок пришел к кооперации".

Результаты и перспективы роста

Пока основными игроками на российском рынке оконечного оборудования для цифрового ТВ являются зарубежные вендоры. Согласно последним исследованиям аналитической компании J'son&Partners, более половины рынка занимает китайская компания Digi Raum Electronics, за ней следуют Нишах, Amino, TopField и другие производители и разработчики STB-электро-ники (в основном из стран Юго-Восточной Азии). Российские производители пока занимают лишь пятую часть рынка. Однако его насыщение произойдет еще не скоро, и потому рост абонентской базы и объемов продаж пользовательского оборудования откроет новые возможности для успешного внедрения отечественной электронной продукции.

По итогам 2009 года рост абонентской базы российских операторов платного ТВ составил 21%, и, судя по прогнозам, рост продолжится и в 2010-м (результаты исследований ComNews Research). Причем особую динамику продемонстрировали секторы спутникового телевидения и IPTV, они смогли нарастить абонентские базы на 35 и 70% соответственно. Так что по мере реализации государственных планов по переходу на цифровое телевещание отечественные компании вполне могут оказаться на гребне волны роста продаж тюнеров и ТВ-приставок.

Но перспективы роста продаж российских разработок на рынке пользовательского оборудования для цифрового ТВ обусловлены не только вышеуказанными тенденциями. Дело также в сложностях, связанных с приобретением цифровых телевизионных приставок у компаний из Юго-Восточной Азии. На уровне взаимодействия В2В всплывает ряд рисков:

  • При сотрудничестве с азиатскими компаниями сложно добиться адаптации продукции под нужды покупателя. Теоретически возможны любые изменения, но они граничат с большими финансовыми затратами, что сводит на нет ценовое преимущество оборудования.
  • Таможенные барьеры и логистические риски. По мере развития государственной политики импортозаме-щения в области производства оборудования для информационно-коммуникационных технологий этот фактор риска будет все более существенным.
  • Высокие риски при “завязке" на одного стороннего поставщика. На практике не раз наблюдались ситуации, когда взаимодействие с “единственным и неповторимым” партнером оборачивалось дополнительными внеплановыми затратами вследствие “случайного" удорожания продукции или даже приостановкой деятельности для поиска новых поставщиков и адаптации бизнеса к изменившимся условиям.
  • Большинство актуальных предложений компаний из Юго-Восточной Азии представляют собой ODM-npoдукты, которые не адаптированы к российским реалиям. Однако российские компании достигли впечатляющих результатов на этом поле.

Как показывают различные маркетинговые исследования, мировой кризис не смог перечеркнуть планы по развитию цифрового телевидения. Да, отрасль телекоммуникаций столкнулась с определенными трудностями, но по итогам 2009 года она, как и прежде, продемонстрировала тенденции роста. Например, за прошедший период абонентская база услуги IPTV увеличилась на 70%, превысив цифру в 1 млн пользователей, притом, что средняя стоимость IPTV примерно в два раза выше стоимости кабельного телевидения. Это объяснятся многими факторами, в том числе и тем, что телевидение остается для россиян основным и относительно дешевым источником развлечения и получения информации. Ключевым сдерживающим фактором развития IPTV является относительно высокая стоимость конечного устройства. И это тот рынок, где, российские компании способны предложить конкурентоспособные продукты. Сегодня многие операторы цифрового телевидения стремятся к дифференциации своих сервисных пакетов, признают необходимость расширения списка предлагаемых услуг, но это становится возможным лишь при наличии соответствующего оборудования.

“Рецепты” создания российских STB

Смогут ли российские компании удовлетворить спрос на цифровые телевизионные приставки? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные пути разработки и производства отечественного продукта. Первый - это самостоятельная разработка и производство оборудования, причем создание конструкторской документации и/или производство могут быть переданы на аутсорсинг. Компания, которая впервые планирует решать подобные инженерные и производственные вопросы, рискует столкнуться с целым рядом трудностей и “подводных камней": временными задержками и внеплановыми затратами в процессе разработки и производства, поиском квалифицированных специалистов и т.д. И самое главное - на международном рынке уже работает множество компаний-конкурентов. Тем не менее опытные отечественные разработчики и производители электроники вполне способны эффективно ответить на эти вызовы и составить достойную конкуренцию импортному STB-оборудованию.

Второй способ получения отечественного продукта - приобретение рефе-ренс-дизайна1 для его внедрения на предприятии-производителе. В этом случае основные риски, возникающие при разработке оборудования, ложатся на стороннего разработчика. А производитель получает всестороннюю русскоязычную поддержку, возможность развития собственной линейки продукции и адаптацию функционала устройства под собственные нужды.

Есть ли практические иллюстрации подобного сотрудничества на российском рынке? Конечно. Компания "Ло-кус” совместно с дизайн-центром электроники Promwad разработали решение на базе кристалла STi5205 от компании STMicroelectronics, нацеленное на нижний и средний ценовые сегменты. Их новая цифровая телевизионная приставка имеет минимальный функционал и предназначена для приема и воспроизведения открытого эфирного сигнала DVB-T. Ограничившись минимальным аппаратным функционалом и войдя тем самым в низший ценовой сегмент, приставка, тем не менее, обладает целым рядом полезных программных функций.

Среди них: просмотр программы передач (EPG), планировщик (включение выбранной программы), редактирование каналов, просмотр фотографий и проигрывание музыкального контента с внешнего USB-накопителя. Реализована многоязыковая поддержка и обновление программного обеспечения посредством внешнего USB-накопителя. Компания Promwad разработала и интегрировала удобный многофункциональный пользовательский интерфейс. Работа с устройством максимально упрощена: все, кто умеет пользоваться пультом от телевизора, с легкостью освоят принципы работы с приставкой.


Компания “Элекард Девайсез" имеет целый ряд дизайнов для продажи заинтересованным лицам либо для организации производства с помощью контрактных производителей. Вадим Мак-матов, глава московского представительства компании, так разъясняет корпоративную политику в области разработки и производства STB: “Компания не занимается массовым производством приставок. Она является разработчиком алгоритмов кодирования и декодирования, разработчиком дизайна плат и фирменного ПО. Любой желающий может приобрести права на производство или заказать необходимое количество STB у партнеров компании".

Компания Semi-Devices недавно анонсировала решение на базе нового процессора Si 1/167, предназначенное для приема и отображения сигналов в формате DVB-T SD/HD (оснащено мультимедийным интерфейсом высокой четкости для воспроизведения видео в формате Full HD). Опционально это устройство может быть оснащено жестким диском для записи передач и последующего их воспроизведения (реализации функции PVR - Personal Video Recorder). Решение спозиционировано в среднем ценовом диапазоне и будет использоваться в составе гибридных систем доставки контента.

Этот список примеров можно продолжить. Реальная практика компаний показывает, что национальные разработчики и производители STB-устройств могут предложить рынку продукт, который будет учитывать требования как в области качества и соответствия стандартам, так и в области функциональности и ценовых предпочтений потребителя. Скорее всего, в ближайшие годы отечественные ТВ-приставки не успеют отвоевать позиции иностранцев, но они наверняка займут достойное место в списке лидеров.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2010
Посещений: 11138

Статьи по теме

  Автор

 

Антон Шалейников

Компания SemiDevices

Всего статей:  2

  Автор

 

Александра Гончарик

Независимый журналист, экономист

Всего статей:  1

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций