Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровое архивирование телерадиопрограмм: задачи и перспективы

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Цифровое архивирование телерадиопрограмм: задачи и перспективы

Развитие медиаиндустрии подошло к такому этапу, когда создание и обслуживание цифровых архивов телерадиокомпаний требуют решения назревших в этой области проблем. Их обсуждение ведущими специалистами отрасли прошло на состоявшемся в декабре минувшего года заседании круглого стола, которое проводило Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ совместно с редакцией журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание". Оживленная дискуссия развернулась по выбору оптимального носителя архивных материалов, технологии хранения, составлению описательной части архива, унификации метаданных, выработке единой системы для организации обмена материалами, эффективного управления архивами.

Мы знакомим читателя с наиболее интересными выступлениями участников заседания. Фотоотчет о прошедшем мероприятии можно посмотреть на сайте www.bc.groteck.ru.


Цифровые архивы - это неизбежность

Внедрение новых методов распространения программ и вещания (DVB-S, -Т, -Н) повлечет за собой увеличение числа вещателей. Телевизионное производство перейдет на индустриальную (конвейерную) форму, основой которой будет рынок сюжетов (контента). Ожидается появление новых технологий, связанных с автоматизированным формированием вещательной сетки канала.

Данный виток развития телевидения будет возможен только при наличии рынка телевизионных сюжетов, сформированного на основе:

  • информации о контенте в архивах крупных производителей программ, вещателей, Гостелерадиофонде и др.;
  • централизированной системы хранения программ и сюжетов небольших телекомпаний и "свободных" творцов, не имеющих средств для хранения и распространения производимого ими продукта.

Централизованным связующим звеном между производством и вещанием становятся архивы. Создание цифровых архивов так же неизбежно, как и внедрение безленточных технологий производства. Мощнейшим стимулом создания цифровых архивов является повсеместное использование нелинейных монтажных систем и автоматизированных систем вещания.

Архивы подразделяются на две основные категории: архивы длительного хранения и оперативные архивы. Основные отличия между ними связаны с объемом хранимой информации, числом обращений и активностью использования материалов в производстве. Общие черты хранилищ - наличие описания материала по принятой в компании схеме метаданных и обязательное существование в нем просмотровых копий с покадровым разрешением для обеспечения чернового монтажа и формирования EDL.

Архив длительного хранения могут позволить себе иметь достаточно крупные компании. Каталог архива, как правило, доступен из публичных статей.

Если говорить о системах хранения, то нужно учитывать, что развитие новых систем хранения приводит к тому, что любая система, закупленная сегодня, через 3-5 лет морально устаревает. Поэтому предпочтение отдается файловому формату хранения, позволяющему в автоматическом режиме переносить его с одного вида носителя на другой.

Среди имеющихся носителей для архивов длительного хранения первое место по соотношению цена/качество по-прежнему занимают цифровые ленты (LTO и т. п.). Основная особенность данных систем - бесконтактное считывание информации, снижающее износ носителя.

Для архивов длительного хранения главным является не время доступа к материалу, а скорость переноса материала в среду производства. Хранилища на оптических дисках при качестве хранящегося материала, например, 50 Мбит/с не в состоянии обеспечить перенос материала со скоростью, превышающей realtime. Ленточные (при затратах в 1-3 минуты на поиск материала) дают в 4 раза экономии времени по переносу материала в среду производства.

Касаясь проблемы описания материалов, нужно заметить, что содержать штат квалифицированных архивистов, специализирующихся только на этом, достаточно затратно. Кроме того, один и тот же материал, описанный разными людьми и помещенный в одну базу под разными индексами, не по всем критериям поиска будет одновременно найден поисковой системой.

Основной не решенной пока проблемой является создание единой схемы описания метаданных и наличие доверия производителей продукции.

Возвращаясь к рынку сюжетов, предлагается следующая схема его формирования:

  1. Крупные компании (ГТРФ, ТТЦ, ВГТРК, ТВЦ и т.п.) содержат собственные структуры и работают по своим схемам описания материала, представляя в систему метаданные о материалах.
  2. Небольшие компании и "свободные художники" пользуются услугами нескольких специализированных фирм, занимающихся описанием и хранением контента в высоком разрешении с обязательным внедрением меток.

Схема работы предлагаемой системы -получение метаданных с материалом просмотрового качества от производителя или держателя контента, автоматическая конвертация метаданных в приемлемый для публикации в сети формат и потом продажа собственного материалов через держателя контента. Эти системы могут жить как за счет получения комиссионных, так и на основе абонентской платы потребителей, которые будут пользоваться поисковой системой.

В завершение хочется еще сказать о том, что для отрасли необходима разработка национального стандарта, определяющего состав метаданных, используемых при обмене и продаже контента.

ОАО ВНИИТР
Сергей Максимов


Выбор носителя - предмет государственной политики

Наступление эпохи цифровых архивов уже неизбежно, как ежедневный восход солнца. Между тем создание систем цифрового архивирования в очень большой степени сдерживается отсутствием удобного и компактного надежного носителя. Сегодня, когда современный процесс производства контента переносится в монтажные системы, встает вопрос уязвимости носителей, поэтому проблема сохранности созданного дорогостоящего архива телекомпаний становится главной.

В стандарте "Архивные службы США", который недавно приняли американцы, оговаривается срок, в течение которого должна храниться информация на носителях, - 50 лет. Если не ориентироваться на этот срок хранения, то нужно все время поддерживать и перезаписывать информацию с ленты на ленту, но тогда слишком большими становятся издержки хранения.

Сегодня настоящая "война" развернулась в области оптических носителей. Я представляю одну из воюющих сторон - компанию, которая является разработчиком новой технологии оптических дисков в противовес другой - "Концорцум Блю Рей", которая использует носители, называемые "голубые диски", так как они применяют "голубой лазер". В начале второго квартала 2005 года запускается производство оптических дисков емкостью 20 Гбайт, отвечающих тому самому американскому стандарту, устанавливающему срок хранения в 50 лет.

Немного о предлагаемой технологии. Все предшествующие поколения оптических дисков, начиная с CD, были построены на использовании технологии отражения, недостатком которой была невозможность создания многослойных систем. Предлагаемая в альтернативу "голубому лазеру" технология использует дешевый красный лазер, емкость на одном слое та же, что и на DVD-4,7, таких слоев сейчас 6, а к концу 2005 года возрастет до 8. Таким образом, емкости будет даже больше той, которую предполагает сделать "Консорциум Блю Рей" к 2006 году. Физика процесса состоит в том, что в новой технологии используется базовый эффект флуоресценции. Изначально фильтром отрезается длина лазерного излучения 635 нм и фиксируется только полезный сигнал с длиной, равной примерно 710 нм. Работа идет только с полезным сигналом, поэтому относительное снижение величины сигнала не очень существенно. Достоинство данной технологии состоит в том, что впервые решена проблема многослойных записывающих носителей.

Мы вышли на скорость записи 2 DVD, то есть появилась возможность записывать HDTV просто с антенны online, а это поток вещания со скоростью 19,8 Мбит/с. Такие носители будут производиться не только для профессионального архивирования, но и для домашнего, в частности для тех, кто собирается стать абонентом новых спутниковых каналов.

Сегодня идет разговор, переходить ли на цифровой формат или какое-то время можно оставаться на аналоговом? Думаю, что аналог имеет мало шансов на будущее по очень простой причине - достаточно посмотреть статистику производства нового контента. Голливуд уже 50% своих фильмов производит в цифре, и этот показатель растет с каждым днем. Пятерка ведущих ТВ-компаний Америки производит уже почти 100% своего продукта в цифре. Тот же процесс активизируется и в Европе. И только для целей кинопроката фильмы переводят на пленку. Но по мере того, как первоначальный контент будет создаваться в цифре, кинопрокат тоже будет вынужден переходить на цифровые носители. А тогда вопрос выбора базового носителя станет предметом уже государственной политики.

Сегодня все заинтересованы в появлении нормативных документов, обеспечивающих взаимодействие по цифровому архивированию, ведь тогда производителям было бы легче определять, что нужно предусмотреть, подо что подстраиваться.

"Констеллейшн Три Ди - Восток"
Иосиф Дискин


Единого формата никогда не будет

Немного коснусь истории создания перечня элементов Дублинского ядра, разработанного 8 лет назад в Интерактивном компьютерном библиотечном центре (г. Дублин, штат Огайо). С тех пор набор из 15 элементов, составляющих Дублинское ядро, получил широкое международное распространение. Имеется согласие, что для библиотек, архивов и Веб-технологий Дублинское ядро - подходящий общий подход для стандартизации метаданных. Таким образом, мировое сообщество получило стандартный список, который можно использовать и для России, если грамотно перевести его на русский язык.

Следующая проблема создания метаданных - выработка перечня тем телевизионных программ. В ВГТРК пришли к выводу, что основой для данного перечня тем может служить лексика УДК, если выделить из этого огромного информационного дерева наиболее применимые в телевидении или радио веточки. Скажем, тема "Тонкая химическая технология" может и не разрабатываться для телевидения, а лексику темы "Спорт" нужно отработать очень тщательно. Самое главное, что требования к этим документам должны быть выработаны пользователями, то есть вещателями.

Метаданные в будущем понадобятся не только самим вещателям, но и телезрителям для поиска в эфире нужной программы среди сотен каналов и для записи в домашнюю видеотеку.

Что касается формата хранения аудиовизуального контента, то единого формата никогда не будет. Если кто-то занимается их разработкой, пусть они и конкурируют между собой, но это не вопрос для широкого обсуждения. Нужно, чтобы эти форматы обеспечивали возможность долговременного хранения и автоматизированный перенос фондов на новые поколения носителей в будущем для избежания больших затрат ручного труда. А каждому владельцу фондов очень важно правильно определить свои пользовательские требования к оснащению архива в зависимости от объема и характера фондов, источников и способов их пополнения и планируемого использования.

Возвращаясь к вопросу создания словарей, необходимо учитывать, что решение должно приниматься "не по должности, а по авторитету". В выработке требований нужно учитывать многолетнюю проверенную годами практику. Требования всегда должны идти от вещателей, и важную организующую роль в этом вопросе могла бы сыграть Национальная ассоциация телерадиовещателей. Во всем мире именно общественные организации возглавляют такие процессы.

Резюмируя все вышесказанное, хотел бы обобщить, что чрезвычайно важно разработать русскоязычные аналоги хороших международных документов. Потому что мир без нас, может быть, и обойдется, а вот нам "без мира" будет труднее. Необходимо использовать международный опыт и поставить перед Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям вопрос о выделении гранта на разработку русскоязычных контролируемых словарей.

ВГТРК
Геннадий Качалов


Хочешь новости - пожалуйста, получи

Наступает время, когда компаниям нужно начинать торговать контентом, перенимая опыт различных телевизионных организаций, таких как, например, Би-би-си: хочешь новости - пожалуйста, получи. Представляется интересной перспективой в далеком будущем иметь в каждом городе доступ к архиву, к которому мог бы обратиться любой зритель и получить (соответственно своему запросу) фильм, видеосюжет и пр.

Архивы можно разделить на 3 вида: домашний, архив в процессе подготовки программ и архив долгосрочного хранения. В этой категории я бы выделил домашний архив, потому что уже существуют специальные приемники со встроенными устройствами записи на DVD-диски или любые другие носители, что является неким инструментом домашнего архивирования, причем можно организовать персональный архив для каждого члена семьи.

Что прежде всего определяет необходимость и возможность создания систем архивирования? В первую очередь, экономика вопроса. Если сегодня информация хранится на видеоленте, то понятно, что она нуждается в постоянной перемотке из-за неизбежного процесса старения, что естественно очень приводит к удорожанию всего процесса создания архива. И поэтому компании начинают задавать вопрос: на каких носителях дальше держать свой архив? Как будет осуществляться обмен между компаниями программами, если они будут храниться с применением разных технологий? Это главный вопрос, все остальное - промежуточно. Необходимо выработать и принять общие решения, определиться в способах хранения контента.

Наиболее важным вопросом создания всей линейки архивирования видеоматериалов (начиная с момента записи) является метод и язык сопровождающих видеоматериал метаданных. Именно они будут сопровождать весь процесс производства и нарастать по мере выхода материалов в эфир, их повтора и т.д. Различный подход телекомпаний к созданию метаданных приведет к серьезным ошибкам. Тот, кто первым создаст контент, должен внести в свои метаданные информацию о том, кто он такой и что именно он его создал. Но этого мало. Серьезнейшим вопросом для решения проблемы будет введение метаданных на короткие сюжеты. Например, вещатель имеет желание найти в архиве только один кадр, например"девушка с хризантемой в руках". Как нужно отобразить это на понятном всем языке метаданных? Вот в чем вопрос. И таким образом должна быть проработана вся линейка, начиная от записи до помещения сюжета в архив, то есть от начала до конца процесса.

В конечном счете совершенно безразлично, на чем хранится материал: на "голубом" или "красном" лазере. Главное - предусмотреть схему обмена и выработать концептуальное решение.

"НТВ Плюс"
Константин Кочуашвили


Многопользовательские системы - путь к завоеванию рынка

При создании цифровых архивов нам уже пришлось столкнуться с отсутствием унифицированного рубрикатора, что создает сложности при выработке технических требований к архивам как со стороны заказчика, так и со стороны интеграторов. При наличии унифицированного рубрикатора описание медиаматериала можно было бы свести к выбору пункта в определенном интерфейсе и отнести его к той или иной категории, автоматически создавать индексы, которые потом были бы использованы для автоматического поиска. Причем необходимо утвердить разработанные типовые механизмы поиска систем по ключевым словам или сделать их хотя бы рекомендуемыми. Производством систем описания архивов занимается несколько поставщиков, в том числе и сами телекомпании, и нет гарантии, что при исчезновении одного из таких разработчиков, при отсутствии утвержденных механизмов и рубрикаторов не будет потерян и сам материал.

С точки зрения технической реализации необходимо предусмотреть разделение и классификацию архивов на оперативные и длительного хранения и выработать граничные требования к данным архивам. Это поможет избежать чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть при одновременном запросе пользователями одних и тех же тематических материалов. Такие примеры уже известны в мировой практике, когда, например, в преддверии Нового года сразу одновременно большому числу работников понадобились материалы для создания дайджеста событий уходящего года, и система доставки видеоконтента "рухнула", не выдержав количества обращений к старому материалу.

Современные архивы - это серверные системы, рассчитанные на многопользовательскую работу, поэтому более важным является обсуждение требований к системе в целом. Основные ведущие западные производители, понимая эти задачи, уже идут по пути увеличения скорости считывания, создания многопользовательских систем, когда одновременно до 100 человек могут работать с архивными материалами. Такие системы позволяют одновременно оперативно собирать до десятка потоков со спутника и помещать их в архив промежуточного хранения. Скорости этих систем невероятные, как, впрочем, и цена. Необходимо, как мне кажется, выработать общие требования к этим параметрам.

В вопросе создания архивов более важна стоимость носителя, чем время хранения в 50 лет, потому что, как показывает практика, еще ни одно техническое решение в этой области не просуществовало больше 10 лет.

Продолжая тему носителя, хочу сказать, что при конвертации, обмене между компаниями, будет происходить потеря качества материала. К решению этого вопроса можно подходить разными путями. Но без подключения к этим проблемам Министерства или Федерального агентства обойтись невозможно, потому что когда мы разрабатываем архив, то сталкиваемся с процессом купли-продажи, а соответственно и с разными условиями лицензирования. Причем выработанные документы должны быть утверждены или рекомендованны госорганами, иначе никто их соблюдать не будет.

"Медит Профи"
Ярослав Поляков


Голосует рынок

Говоря о цифровом архивировании, нельзя не сказать о системе доступа и распространения, то есть о том, без чего, вообще говоря, любой архив бессмыслен. Поэтому на подобных совместных форумах мы должны обсудить и систему обмена материалами, в том числе международного. Всем вещателям надо иметь в виду, что тот контент получит наиболее высокую оценку, который будет лучше представлен в глобальной сети, к программам которого будет наиболее свободный доступ пользователя. Таким образом, мы приходим к самому главному - экономике вопроса. Поэтому "пусть расцветают все цветы", и если кто-то что-то сделал и может предложить это остальным - то уже хорошо. Но на сегодняшнем этапе попытки административно зафиксировать что-либо ничего не дадут. Давайте двигаться по чуть-чуть, а рынок сам проголосует.

НПФ "Эра"
Герасим Гадиян


Способ избежать уничтожения контента - распределенное хранилище

При рассмотрении ситуации с метаданными нужно исходить из того, что западные производители намного сильнее нас и поэтому любая система будет нам навязана. Видимо, нужно локализовать систему запросов между разными системами хранения. Например, у меня есть база с моими метаданными, она должна поддерживать такой язык запросов, чтобы понимать другую, и тогда происходил бы обмен данными между ними. Но это вовсе не означает, что внутри данные будут одинаково храниться.

Вопрос об используемых накопителях важен, но не следует ориентироваться только на DVD. Формат разрабатывался изначально совершенно для других целей и не предназначался для такого использования. Отсюда и недостатки, связанные с малым объемом.

Надо учитывать и то, что, какой бы надежный накопитель не, использовался, он не застрахован от физического повреждения или ошибки персонала: уронили, ударила молния, произошел пожар или рухнула стена - мы одинаково потеряем все материалы на любых носителях. Есть способ этого избежать - использовать распределенное хранилище. Правда, пока такие системы либо очень дорогие, либо это пользовательские системы типа файлообменных сетей. Но, возможно, на них стоит ориентироваться, потому что потеря даже одного звена не приведет к уничтожению всего материала в целом. К тому же распределенное хранилище позволит лучше организовать управление потоками данных.

Хранение носителя в течение 50-100 лет никому не нужно, так как уже сейчас мы сталкиваемся с тем, что накопители 15-20- летней давности просто не на чем прочитать.

JC System Integration
Владимир Зонтов


Барьер почти взят, но проблемы остаются

В недалеком будущем с помощью создания видеоархивов телекомпаний решится проблема просмотра тех программ, которые зритель не смог увидеть во время их эфира из-за того, что они шли в неудобное для него время. Перспективы применения "видео по требованию" изложены в новой концепции, получившей название "нелинейное телевидение" (Д.Карри, "Телевидение и цифровое будущее". "Broadcasting", №7, 2004). При ее реализации в информационном пространстве формируется общая сетка данных, из которой потребитель создает для просмотра или для записи свою личную сетку вещания.

Что касается носителей для цифрового архивирования, то хотелось бы коснуться аспекта скорости записи и чтения информации. Понятно, что такие преимущества съемных дисков, как компактность, простота в обращении и хранении, быстрый доступ, не достигаются носителями на магнитных лентах. Но в этой конкуренции первостепенное значение придавалось объему записанной информации на одном диске и цене бита информации. Сейчас, когда новые дисковые технологии подошли к тому, чтобы названные параметры преодолели пороги значений, интересующие вещателей, на первый план вышел вопрос о скорости записи и воспроизведения.

Я хотел бы обратить внимание на то, что никогда и нигде, ни в каких документах не рассматривался вопрос систематизации требований к скоростным параметрам звеньев технологической цепи. А эти требования очень разнообразны даже для одного только архивирования, не говоря уже обо всем телепроизводстве. Ведь это зависит и от функционального типа выполняемой операции, включая допустимость (по самым разным соображениям) степени замедления той или иной фазы процесса, и от формата данных с его скоростью цифрового потока, в результате получается очень большое число сочетаний. Пора бы уже искать какой-то подход к систематизации в данном вопросе, иначе каждый технолог, планируя применение новых дисковых систем, начнет блуждать в дебрях этих сочетаний с нуля.

Поэтому "идеального", универсального для всех операций и по всем параметрам носителя в ближайшем будущем ожидать не приходится. Надо быть готовым к тому, чтобы найти новым дисковым технологиям нужную технологическую нишу. Например, для записи контрольной копии программы (это год эфира) нужна скорость потока не более 1 Мбит/сек, и для этого очень хорошо подойдут диски объемом 20 Гбайт и стоимостью $7 (о которых говорилось в сообщении И. Дискина).

НП "НИЦРИТ"
Александр Мкртумов


Носитель определяется востребованностью контента

Первый электронный архив по хранению рекламы, сделанный телекомпанией в 1999 году, активно используется и в настоящее время в составе комплекса автоматизированной верстки рекламы.

Компания также имеет архивы информационных программ и телепередач. Материалы архива хранятся на видеокассетах, для поиска используется описательная база данных. В последнее время видеоматериалы телекомпании востребованы не только партнерами на территории России, но и коллегами из стран СНГ и зарубежными пользователями. Поэтому при разработке метаданных необходимо учитывать весь опыт, приобретенный в этом вопросе мировым сообществом.

Для внутреннего пользования можно оставить и описательную часть архива и просмотровую копию. Носитель архива должен определяться степенью востребованности контента: при низком спросе материал может храниться даже на киноленте, а по мере увеличения запросов могут быть использованы и более прогрессивные технологии хранения.

Первый канал
Игорь Ядыкин


Три кита цифрового архивирования

Сегодня уже настала пора не просто говорить об видеоархивах. Мы должны обсудить вопросы корпоративного архивировании. После событий 1991 года, когда была разрушена структура Гостелерадио СССР, образовалось большое количество вещательных компаний, наиболее крупные из которых накопили к настоящему времени собственный массив видеоархивных материалов. Именно такие компании являются их владельцами, поэтому возникла проблема обмена видеоконтентом в информационной среде. Заинтересованные в данном вопросе лица пришли к пониманию того, что нам нужна "дорога", по которой все должны ездить, но теперь участникам движения нужно договориться о правилах, о ширине колеи, о самой форме движения. При создании и работе с цифровыми видеоархивами остро назрела необходимость создания единой формы описания видеоконтента. Также встает вопрос о подготовке персонала для такой работы, а возможно, и о создании специализированной "Фабрики описаний".

Архив стоит на 3 китах - описательная часть, сами хранилища и поисковые системы. Нельзя забывать о том, что в нашем контенте заинтересованы и зарубежные вещатели, поэтому все системы должны стыковаться. Но в настоящий момент ситуация складывается таким образом, что для разрешения данной проблемы, возможно, нужна некая сила, которая волевым решением навяжет выбор загрузки архива, транспортную систему и описательную форму. Мы должны также договориться и об организации медиаобмена, основанного на коммерческих отношениях, разработать системы безопасности, биллинга и многое другое, что позволит нам развиваться в направлении организации цивилизованной работы с видеоархивами.

Телекомпания "ТВ-Центр"
Станислав Буневич


Основной культурный массив - в "недра" государства

Профессиональный и компетентный разговор, идущий сегодня, имеет отношение к создаваемому в настоящее время архиву и к тому, который будет создан завтра. Но то, чем располагает сегодня Гостелерадиофонд, - это "вчерашний" архив, и находится он в абсолютно иных условиях. Если сегодняшними темпами оцифровывать то, что у нас хранится, то на это уйдет около 500 лет. И если через 5-7 лет не будут предприняты какие-то радикальные шаги для изменения жизнеспособности нашего Гостелерадиофонда (со стороны государства или олигархов), то архив будет разрушен и о нем останется только светлая память.

Сегодня в одном телецентре "Останкино" находится около 20 тыс. рулонов, среди которых мы находим уникальные записи А. Райкина, Г. Вишневской и М. Ростроповича и пр. раритеты, хранящиеся на носителях, предназначенных для уже не выпускающейся техники "Кадр-ЗПМ". И мы благодарны ВНИИТРу, разработчику этих аппаратов, который хоть как-то помогает нам с реставрацией магнитных головок для тех видеомагнитофонов, которые еще работают. Но что будет, когда вся "кадровская" система обрушится?

Что касается системы создания метаданных, то у каждого архива она должна быть своя. У нас именно такая система, особая, над созданием которой люди трудились в течение 30 лет. Мы много работаем с телекомпаниями и на их запросы реагируем мгновенно.

Резюмирую: наши проблемы в том, что не существует отечественных разработок носителей, поэтому я приветствую все начинания в этом вопросе и рад, что изобретатели не перевелись на Руси. Возможно, их предложения будут альтернативой западной продукции, которая диктует свои цены. Вообще-то основная проблема сегодня одна - деньги, но сейчас сворачивается коммерческий рынок, а без денег мы не можем производить закупки для оцифровки видеоматериалов и выполнять свою главную функцию - сохранять.

Кроме того, не решены проблемы и с авторством. Сегодня еще действует постановление Правительства РФ о том, что все телерадиокомпании должны сдавать нам один обязательный экземпляр, но оно не выполняется. Из-за этого последние 10-12 лет оказались выброшены из истории: ни музыкального фонда, ни публицистики, ни чего-либо другого не было сдано на хранение Гостелерадиофонду, а значит, государству! Я считаю, что Гостелерадиофонд мог бы стать центром, который объединил бы все телекомпании, при условии, что основной культурный массив остался бы в "недрах" государства. Тогда нам сегодня бы было понятнее говорить о единстве метаданных и формата и пр. А пока каждая компания живет своей жизнью, идет своим путем.

Гостелерадиофонд
Виктор Осколков


Проблемы создания национальных цифровых архивов

Каждая организация имеет свой взгляд на проблему создания цифровых архивов, однако просматривается несколько общих тенденций.

Во-первых, это чисто техническая проблема физического сохранения архивных материалов. Сами носители (видеокассеты, киноленты и пр.) не могут храниться вечно, да и само оборудование, на котором эти носители воспроизводятся, в конце концов окончательно может выйти из строя. В идеальном случае весь материал необходимо оцифровать без потери исходного качества и хранить на надежных и дешевых носителях в виде файлов. Некоторые решения уже есть, но явно нужен новый технологический прорыв, который смог бы разрешить эту проблему.

Второй вопрос: в каком виде хранить материалы, какие форматы файлов должны быть использованы и -самое важное - какая описательная информация (метаданные) должна сопровождать каждый материал. Существует большое количество отраслевых стандартов, но нет межотраслевых, которые бы регулировали эту проблему в целом. Любой архив может иметь кроме исторической еще и коммерческую ценность, поэтому необходимо определить механизм глобального доступа и поиска, обмена информацией между архивами, многоязыковую поддержку и пр. Чем подробнее мы начинаем рассуждать на эту тему, тем больше вопросов возникает по поводу использования и/или необходимости разработки соответствующих стандартов. Хочется напомнить, что многие сегодняшние стандарты изначально были чьим-то удачным внутрифирменным решением и переросли в стандарт по мере их фактического широкого использования.

Некоторые компании уже используют свои собственные внутрифирменные цифровые архивы или приступили к их разработке, не дожидаясь принятия общих стандартов и спецификаций. В то же время организации, располагающие наиболее емкими и ценными архивами, продолжают ждать принятия единых стандартов, государственного финансирования, тогда как собственно архивные материалы рискуют превратиться в прах. Остается надеяться, что проблема создания национальных цифровых архивов не утонет в море бесконечных обсуждений и нашим потомкам не придется ломать голову над значением слова "перестройка", написанным на обломках раскопанных стен.

Snell&Wilcox
Дмитрий Иванов


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2005
Посещений: 17165

Статьи по теме

  Автор

Дмитрий Иванов

Дмитрий Иванов

Главный специалист Snell & Wilcox

Всего статей:  11

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций