Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

3D-телевидение: анатомия конфликта Часть 2

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

3D-телевидение: анатомия конфликта
Часть 2

Петр Олефиренко
Профессор ИПК работников ТВ и РВ

Недостатки современных 3D-систем

В приведенных в первой части статьи мнениях негативные последствия просмотра 3D связываются прежде всего с последовательным восприятием правого и левого кадров, что неестественно для зрительной системы человека. На наш взгляд, это не может быть основной причиной, поскольку инерционность зрения этот эффект нивелирует и два соседних (правый и левый) кадра при частотах свыше 100 Гц в мозговом центре воспринимаются как единый образ одного изображения.

Здесь уместно напомнить, что в обычном телевидении каждый кадр также есть суммарный зрительный эффект от последовательных полей с частотой 50 Гц, и проблем с этим до сих пор не возникало. Конечно, в отличие от ЗD-эффекта в телевидении последовательные поля рассматриваются одновременно двумя глазами.

Есть основания предположить, что главный недостаток современных 3D-систем - искажение перспективы. Оно вызвано тем, что видеокамера имеет два объектива с постоянным расстоянием между их осями.

Очевидно, для того чтобы вторичное изображение не отличалось от первичного, вся система не должна вносить искажений и нарушать условия восприятия первичного изображения. И в фотографии, и в телевидении давно известно, что таким условием является сохранение перспективы. Ощущение объемности при зрительном восприятии достигается благодаря зрительной системе из двух глаз, но не только. Один глаз также формирует объемное изображение. Если смотреть, например, на лес двумя глазами, а затем один закрыть - большой разницы в объемности пейзажа мы не заметим (конечно, при этом значительно меняется угол обзора). Но при просмотре ЗD-фильма после закрытия одного глаза изображение существенно меняется. Нужно отметить, что общее зрительное впечатление не является простой суммой того, что видит один и другой глаз. Здесь имеет место эффект перехода количества в качество: просмотр двумя глазами совсем не то, что последовательный просмотр одним, а затем другим глазом. Поэтому для комфортного смотрения недостаточно изображение от каждого глаза заменять плоским.

В настоящее время все преобразователи оптического изображения в электронное - плоские. Создание иллюзии объемности вторичного изображения достигается различными косвенными способами. Прежде всего, речь идет о сохранении перспективы, то есть электронная система должна отображать трехмерное пространство на плоскости в таком виде, в каком оно представляется зрителю при непосредственном наблюдении. Когда человек рассматривает плоское вторичное изображение, в его мозгу за счет передачи и сохранения перспективы реконструируется объемное впечатление от объекта. Перспектива - это определенные закономерности формирования изображения объекта в соответствии с его зрительным восприятием. Видимые форма предмета, его очертания и окраска сильно изменяются в зависимости от расположения объекта в пространстве относительно наблюдателя. Закономерные изменения масштаба объекта, связанные с его удалением от наблюдателя, называются линейной перспективой. Линейная перспектива характеризуется следующими свойствами: визуально объекты кажутся тем меньше, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся сходящимися в одной точке; грани объекта, направленные по лучу зрения, кажутся короче, чем в действительности.

Перспективой также называется способ построения изображения трехмерного пространства на плоскости, как оно представляется зрителю при непосредственном рассматривании. Используя этот способ, художники достигают высокой степени достоверности в передаче восприятия пространства на картинах.

Характерное изменение цветов и тонов объектов, обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем, называется тональной перспективой. Ей присущи следующие свойства: по мере удаления четкость очертаний уменьшается; одновременно уменьшается насыщенность цветов и контрастность; глубина и даль кажутся более светлыми, чем передний план.

И линейная, и тональная перспектива - естественные, к ним человек привык. Если перспектива на изображении будет другой, а значит непривычной, в этом случае говорят об искажении перспективы.

В соответствии с закономерностями перспективы человек ощущает и оценивает пространство на плоском вторичном изображении, поэтому объектив должен формировать перспективное изображение на преобразователе. Даже в случае наличия одного объектива возникает сложная проблема - не исказить перспективу. Такие свойства объектива, как фокусное расстояние, глубина резкости, глубина резко изображаемого пространства и др., влияют на точность передачи перспективы и, как следствие, на объемность вторичного изображения.

Иллюзия объемности плоских изображений в стандартном телевидении достигается за счет сохранения естественной перспективы в пределах одного кадра, рассматриваемого двумя глазами одновременно. При последовательной передаче на каждый кадр мы смотрим одним глазом, и это может привести к частичной потере перспективы.

На наш взгляд, главный недостаток современных 3D-систем - искажение перспективы, которое вызвано тем, что видеокамера имеет два объектива с постоянным расстоянием между их осями. У взрослых людей межзрачковое расстояние неодинаковое и составляет 60-66 мм (за среднестатистическое принимается 64 мм). У детей оно значительно меньше. В результате мы вынуждены смотреть на мир как бы через два объектива 3D-системы, что почти то же самое, что носить очки с расстоянием между центрами линз, не равным расстоянию между зрачками. В этом случае и появляются аналогичные симптомы: головокружение, усталость, психическое расстройство.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2011
Посещений: 11186

Статьи по теме

  Автор

Петр Олефиренко

Петр Олефиренко

Профессор, ИПК работников ТВ и РВ

Всего статей:  6

В рубрику "Оборудование и технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций