Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Отечественное телевидение XX и начала XXI столетия. Часть 1

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Отечественное телевидение XX и начала XXI столетияЧасть 1

Одним из важнейших мировых достижений конца позапрошлого столетия, является изобретение и практическое внедрение радио, а затем и телевидения. Впоследствии это сделало возможным осуществить мгновенное распространение по всему земному шару любой актуальной информации, которая практически стала доступной для большого числа людей нашей планеты. Радио и телевидение оказывают во всех странах мира серьезное влияние на прогресс человечества в политической, образовательной, культурной, экономической и других областях жизнедеятельности людей

Юрий Сагдуллаев
Зам. генерального директора
по науке ООО "НИИР-РадиоНет",
д.т.н., профессор

Как известно, первоначально термин "телевидение" (видение на расстоянии) возник в 1890 году. Он впервые прозвучал в докладе "Электрическое телевидение" русского инженера-электрика К.Д. Перского на Международном конгрессе в Париже [1]. Идеи последовательной поэлементной передачи изображения (1879—1880), предложенные независимо друг от друга португальским ученым Де-Пайва и русским ученым П.И. Бахметьевым, а также изобретение радио А. С. Поповым (1895) создали реальную базу для передачи сигналов изображения на большие расстояния.

Одним из основоположников электронного телевидения считается русский ученый Б.Л. Розинг, который в 1907 году создал систему "катодной телескопии" с использованием электронно-лучевой трубки для воспроизведения изображения. В мае 1911-го он продемонстрировал изображения простых движущихся геометрических фигур на действующей установке, передающая часть которой была оптико-механической.

Хочется особо отметить и еще раз подчеркнуть, что первый проект полностью электронной системы черно-белого телевидения в СССР бьи предложен в 1925 году группой изобретателей во главе с Б.П. Грабовским [2]. Осенью 1925 года Б.Л. Розинг знакомится в г. Ленинграде с Б.П. Грабовским, соавторами и их изобретением — полностью электронной телевизионной системой "телефот". Это изобретение, по совету Б.Л. Розинга, бьио зарегистрировано в Комитете по делам изобретений СССР под № 5592 с приоритетом от 9 ноября 1925 года. Б.Л. Розинг обратил внимание на заметное отличие изобретения Б.П. Грабовского, Н.Г. Пискунова и В.И. Попова от собственного проекта и проекта английского ученого К. Суинтона, который еще в 1912 году опубликовал первую схему электронного телевидения, но не смог ее реализовать на практике [3].

Под руководством Б.П. Грабовского 26 июля 1928 года в г. Ташкенте были продемонстрированы на экспериментальной телевизионной (ТВ) установке простейшие движущиеся объекты. Хотя полученные изображения были размытыми и не очень ясными, факт этого события, приоритет и вклад наших соотечественников в развитие мирового телевидения был впоследствии признан и подтвержден (документально) многими международными организациями. В связи с этим событием мы можем уверенно говорить о том, что Ташкент действительно является родиной электронного черно-белого телевидения.

Вот, что пишет об этом событии сам Б.П. Грабовский: "Ровно в 12 часов дня по ташкентскому времени 26 июля 1928 года были включены передатчик и приемник. Перед объективом передатчика стоял мой лаборант И. Белянский. Его движимое изображение появилось на экране электронно-лучевой трубки приемника. Изображение было некачественным, но все же можно было временами различить, что это был мой лаборант И. Белянский.

...Через несколько дней, а именно 4 августа 1928 года, наши приборы были установлены на улице, и во время удачных моментов работы установок на зеленоватом экране диаметром двенадцать сантиметров все увидели перекресток улиц Ленина и Карла Маркса г. Ташкента с прохожими и проезжавшим вдали трамваем. Конечно, изображения были некачественными, установки были кустарные, самодельные, но все же первые опыты были проделаны мною с И. Белянским у нас, в СССР, в частности в Ташкенте, в 1928 году" [2].

Если эксперимент с передачей по радио бьи не очень удачным из-за помех и низкого качества радиотракта, то эксперименты с передачей изображения по проводам дали вполне удовлетворительные результаты, что бьио зафиксировано кинохроникой (пленки хранятся в ЦГА Узбекистана) [2].

В 1975 году в одном из районов Ташкента (Сергели) был открыт Музей электронного телевидения имени Б.П. Грабовского. Там выставлены включает копии государственных архивных документов, патентов, свидетельств, отзывов и фотографий того времени, показывающих важные этапы деятельности изобретателей черно-белого электронного телевидения.

Развитие и внедрение систем электронного ТВ-вещания продолжились после изобретения и практической реализации передающих трубок с накоплением электрических зарядов. Первая из таких трубок — иконоскоп был изобретен в 1931 году независимо друг от друга советским ученым СИ. Катаевым (приоритет от 24.09.1931) и выходцем из России (г. Муром), учеником Б.Л. Розинга, впоследствии американским ученым В.К. Зворыкиным (приоритет от 13.11.1931), который являлся создателем электронного телевидения в США.

В 1937 году было завершено строительство и началось регулярное ТВ-вещание в Ленинграде — полностью на отечественном оборудовании со стандартом разложения 240 строк и в Москве на импортном оборудовании со стандартом разложения 343 строки. В 1948 году был осуществлен переход на современный ТВ-стандарт с разложением на 625 строк, предложенный в 1944 году СИ. Катаевым и СВ. Новаковским.

Переход от черно-белого ТВ к цветному предусматривал выполнение определенных условий совместимости. На основе проведенных исследований спектра монохромного ТВ-сигнала, в конце 40-х годов прошлого века были предложены методы уплотнения и передачи сигналов цветности в полосе частот яркостного сигнала. Были изучены особенности цветового зрительного восприятия изображений и найдены оптимальные пути выполнения всех условий совместимости, что позволило создать совместимые системы цветного телевидения. Необходимо отметить приоритет Е.Г. Момота в вопросах применения синхронного детектирования. Эти работы были выполнены в период 1934—1941 годов и способствовали дальнейшему развитию и созданию одновременных систем цветного телевидения с квадратурной модуляцией - NTSC (1953), PAL (1961). В нашей стране была принята совместная советско-французская последовательная система цветного телевидения SECAM (1967) с частотной модуляцией цветоразностных сигналов.

В СССР конец 60-х годов и начало 70-х прошлого столетия характеризуются бурным развитием систем вещательного цветного телевидения, разработкой передающих ТВ-камер и цветных приемников нового поколения, вводом в строй новых многопрограммных телецентров, расширением действующей сети аналогового ТВ-вещания.

Наряду с формированием студийных ТВ-программ, широкое развитие получают передвижные ТВ-станции для осуществления внестудийных передач в прямом эфире или для видеозаписи тех или иных программ с последующей их трансляцией. Для обслуживания Центральной программой телевидения районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии в 1967 году в СССР была создана приемная сеть "Орбита" с использованием в качестве ТВ-ретрансляторов спутников связи "Молния". Впоследствии появились распределительные спутниковые системы ТВ-вещания "Экран" и "Москва" и другие с относительно простыми приемниками ТВ-сигналов.

В 80-х годах прошлого столетия в СССР функционировало более 115 телецентров для формирования ТВ-программ и передачи их населению через разветвленную сеть радиопередающих и ретрансляционных станций, кабельных, радиорелейных и спутниковых линий связи. К концу 1990-х годов у населения нашей планеты было ТВ-приемников в два раза больше, чем стационарных телефонных аппаратов.

В становление и в развитие современного вещательного и прикладного телевидения, передачу сигналов телевидения на дальние расстояния большой вклад внесли отечественные ученые и специалисты [3]. За период своего бурного развития в XX веке аналоговое ТВ-вещание постепенно превратилось — наряду с печатью, кино и радиовещанием — в одну из самых передовых информационных технологий производства и распространения разнообразной мультимедийной информации. ТВ-вещание в нашей стране базируется на видеоинформационных технологиях, включающих самостоятельные взаимосвязанные системы вещания прошлого столетия:

  • эфирного телевидения (начало 30-х годов);
  • спутникового телевидения (середина 60-х годов);
  • кабельного телевидения (начало 80-х годов);
  • IP- телевидения (конец 90-х годов).

Каждая из перечисленных видеоинформационных технологий и вещательных систем имеет свои преимущества. Одной из главных задач, которая ставилась перед вещательным телевидением в нашей стране, являлся охват населения и огромных территорий бывшего СССР, а ныне всех регионов России некоторым обязательным количеством федеральных и региональных ТВ-программ.

Производство собственных программ (видеоконтента) - движущая сила развития отечественного ТВ-вещания

Для производства ТВ-программ и их трансляции до конечного потребителя с использованием эфирных, кабельных или спутниковых систем связи необходимо в первую очередь наличие двух главных составляющих:

  • творческой составляющей (творческих работников);
  • технической составляющей (инженерно-технических работников, аппаратно-студийных комплексов и передающих станций).

Основную роль в этих процессах естественно играет творческая составляющая — авторы передач, редакторы, видеорежиссеры, звукорежиссеры, тележурналисты, операторы и др., которые осуществляют непосредственную подготовку и организацию репортажей или видеосъемку будущих ТВ-передач или отдельных сюжетов и создают вещательные программы (видеоконтент). Формируемые ими студийные и внестудийные ТВ-программы отражают новостной, информационно-познавательный, экономический, спортивный, развлекательный, учебно-образовательный, научный, музыкальный или иной характер таких передач. Определенное место в сетке ТВ-вещания различных отечественных каналов телевидения занимает показ теле- и кинофильмов.

Основными техническими составляющими для организации и распространения программ вещательного телевидения прежде всего в больших городах Российской Федерации (РФ) являются:

  • телевизионный центр (телецентр);
  • передвижные ТВ-станции;
  • радиотелевизионные передатчики;
  • телевизионная башня с антенно-фидерными устройствами;
  • местные головные станции кабельного телевидения;
  • системы передачи видеоинформации по радиорелейным линиям связи;
  • системы передачи видеоинформации по спутниковым линиям связи;
  • абонентские окончания эфирного, кабельного или спутникового телевидения для приема программ телевидения и др.

В зависимости от статуса телецентра они могут быть различного класса (федеральные, региональные и т.д.). Эта ранжировка в первую очередь определяется общим числом имеющихся студий, их площадью и существующей базой радиотелевизионных средств телецентра, осуществляющих формирование, обработку и консервацию программ, а также техническими параметрами и оперативными возможностями, с точки зрения создания собственных студийных передач, а также внестудийных передач с любой точки данного города, другого региона страны или из-за рубежа (для прямого эфира, видеозаписи). Большая часть отечественных ТВ-программ фактически формируется в предварительной видеозаписи с последующей трансляцией их в эфир.

В своем составе многопрограммный телецентр имеет аппаратно-студийные комплекс, куда входят аппаратно-студийные блоки, аппаратные видеозаписи, телекинопроекционные, центральная аппаратная, приемная аппаратная передвижных ТВ-станций и другие блоки. В студиях телецентра осуществляется создание студийных ТВ-программ для их передачи в прямом эфире или для видеозаписи отдельных программ с последующей их трансляцией по утвержденному расписанию. В телецентре имеются также вспомогательные подразделения и службы (отдел технического контроля, фильмотека, видеотека, цех электроснабжения, гримерные и артистические, отдел декораций, столярные мастерские, ремонтная служба и др.).

В формировании ТВ-программ наряду со стационарным студийным оборудованием важную роль играют передвижные ТВ-станции (ПТС) и различные мобильные репортажные установки. Они осуществляют формирование внестудийных ТВ-программ для их передачи в прямом эфире или в предварительной видеозаписи. Сюда в первую очередь следует отнести использование таких средств для освещения различных актуальных и масштабных событий, которые происходят, например, в рамках города, региона, отдельной страны или всей планеты.

Следует особо отметить, что если в XX веке для вещательного телевидения нашей страны характерными были двухмерные черно-белые (с 1931 г.) и цветные ТВ-изображения (с 1967 г.), то начало XXI века характеризуется появлением и продвижением на рынке услуг трехмерного (объемного) видеоконтента, в том числе и для целей вещания.

Переход к цифровому ТВ-вещанию

Вопрос о переходе к цифровому ТВ-вещанию многократно обсуждался на региональном уровне между различными администрациями связи и бюро радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ). В результате проведенной работы по данному вопросу были выработаны основополагающие положения и рекомендации [6, 9]. Одним из главных положений этих рекомендаций является следующее. В качестве компромисса было предложено рассмотреть установление разных дат переходного периода для различных стран планеты и диапазонов частот. В результате продолжительных обсуждений было принято следующее решение. Переходный период начинается 17 июня 2006 года и заканчивается для:

  • РСС (Россия и другие страны содружества) — в 2015 г.;
  • европейских стран — в 2012 г. (по возможности — в 2008 г.);
  • африканских и арабских стран — в 2020 г.

Реализация вышесказанного для РФ предусматривает выполнение ряда организационных, технических, правовых и иных мероприятий:

  • выполнение концептуальных основ перехода к цифровому вещанию в РФ, включающие предложения по срокам и последовательности перевода станций аналогового вещания на цифровой формат;
  • реализацию регионально-временного плана перехода к цифровому телерадиовещанию;
  • конверсию радиочастотного спектра в полосах радиочастот 174 — 230 и 470 — 862 МГц РЭС до завершения переходного периода (2015 г.) и на последующий период (с учетом электромагнитной совместимости военных и гражданских средств связи) и др.

В каждой отдельной стране нашей планеты (исходя из ее площади и числа проживающих людей) наметились свои тенденции и подходы к развитию систем эфирного, кабельного или спутникового телевидения. Для больших городов (территорий с большой плотностью населения) кабельное телевидение имеет тенденцию широкого самостоятельного развития в силу своей большей многоканальности и интерактивности.

Литература

  1. Джакония В.Е., Гоголь А.А., Друзин Я.В. и др. Телевидение: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Джаконии. — М.: Радио и связь, 2000. - 640 с: ил.
  2. Радченко Ю. Грабовский Б.П. и его Телефот. Мифы и реальность / www.qrz.ru/articles/ article450.html.
  3. Зубарев Ю.Б., Сагдуллаев Ю.С., Сагдуллаев Т.Ю. Видеоинформационные технологии систем связи. — М.: Спутник+, 2011. — 296 с.
  4. Дворкович В.П., Дворкович А.В. Цифровые видеоинформационные системы (теория и практика). Часть 1, 2. - М.: НИИР-КОМ, 2010. - 208 с.
  5. Борисов Ю.И., Зубарев Ю.Б., Дворкович В.П. Технические проблемы и перспективы внедрения цифрового телерадиовещания в России // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. — 2007. — № 1 (с. 22-27), 2 (с. 14-18).
  6. 6. Основы управления использованием радиочастотного спектра. Т. 1. Международная национальная система управления РЧС. Радиоконтроль и радионадзор / Под ред. М.А. Быховского. - М.: КРА-САНД, 2012. - 340 с.
  7. Сагдуллаев Т.Ю., Сагдуллаев В.Ю. Видеоинформационные системы в IP-сети // Вопросы радиоэлектроники, сер. Техника телевидения, 2009, вып. 2. - С. 29-50.
  8. Зубарев Ю.Б., Сагдуллаев Ю.С. Тенденции развития видеоинформационных технологий и систем телевидения. Часть 1, 2 // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. - 2011. - № 2 (с. 22-25) и 3 (с. 49-54).
  9. Зубарев Ю. Б., Кривошеев М.И., Красносельский И.Н. Цифровое телевизионное вещание. Основы, методы, системы. — М.: Научно-исследовательский институт радио (НИИР), 2001. - 568 с: ил.
  10. Кривошеев М.И. Новый подход к развитию цифрового ТВ-вещания // MediaVision. — 2010. — № 6.

Продолжение следует

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2012
Посещений: 16535

Статьи по теме

  Автор

Юрий Сагдуллаев

Юрий Сагдуллаев

Руководитель службы развития НИИР-РадиоНет

Всего статей:  9

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций