Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Период становления российской системы телерадиовещания

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

к 10-летию создания ФСТР России

Период становления российской системы телерадиовещания

Владимир Маковеев
Валерий Тольский

Десять лет назад 22 декабря 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 2255 "О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации", в соответствии с которым была образована Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России)

Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 года было утверждено "Положение о ФСТР России". Новая служба создавалась как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания, осуществляющий контроль за техническим качеством вещания, научное обеспечение и подготовку кадров в области телерадиовещания. На ФСТР России была возложена определенная часть функций ранее ликвидированного Министерства печати массовой информации Российской Федерации (Мининформпечати РФ), а также Управления телевидения и радиовещания, существовавшего при этом министерстве в качестве автономного подразделения. Основными задачами нового ведомства являлись:

  • разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания;
  • разработка и осуществление мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации,стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания, создания новых телевизионных и радиовещательных организаций, контроля за техническим качеством вещания;
  • регистрация и лицензирование государственных и негосударственных телерадиовещательных организаций;
  • анализ экономических, социальных, технических, правовых проблем в области телевидения и радиовещания и выработка предложений по их решению;
  • координация деятельности общероссийских и региональных государственных телерадиоорганизаций;
  • участие в международном сотрудничестве в области телевидения и радио.

Необходимо отметить, что ФСТР России в период с 1993 по 1998 годы была отнесена к числу немногих органов федеральной исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации (наряду с МИД и силовыми ведомствами). За шесть лет существования ФСТР России в ней сменились три руководителя: А.Н. Яковлев (1993-1994 гг.), В.В. Лазуткин (1994-1998 гг.) и М.В. Сеславинский (1998-1999 гг.).

Ко времени создания ФСТР России был уже завершен в общих чертах демонтаж советской системы телерадиовещания, в то время бесспорно самой крупной и технологически наиболее совершенной в мире. Она состояла из 160 программных радиотелецентров, 18 тыс. телевизионных и 2 тыс. радиовещательных передатчиков, 10 связных спутников и 500 тыс. километров наземных кабельных и радиорелейных линий. Она обеспечивала почти полный охват населения и территории СССР двумя программами телевидения и четырьмя программами радиовещания из Москвы, а также возможность передачи через космическую систему "Москва Глобальная" программ телевидения и радиовещания для всей населенной территории Земли.

После 1991 года значительная часть этой системы перешла в собственность новых государств - бывших союзных республик, а российская доля "хозяйства" Гостелерадио СССР в соответствии с известным протоколом от 11 сентября 1991 года, утвержденным Президентом СССР М.С. Горбачевым и Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, была разделена между двумя ВГТРК — Всесоюзной и Всероссийской. На базе республиканских, краевых и областных комитетов по телевидению и радиовещанию и соответствующих радиотелецентров в России были созданы региональные государственные телерадиокомпании (ГТРК), подведомственные одновременно Мининформпечати РФ и региональным администрациям. В 1992 году на базе Всероссийской ГТРК была создана Российская государственная телерадиокомпания "Останкино", преобразованная впоследствии в телекомпанию "Общественное российское телевидение (ОРТ)", и ряд других самостоятельных вещательных компаний и обслуживающих организаций.

Однако при ликвидации Гостелерадио СССР (Гостелерадио России не существовало никогда!) была разрушена не только государственная информационная монополия, но не стало также и государственного органа, координирующего в стране на федеральном уровне производственную деятельность и техническую политику более ста государственных и многих сотен коммерческих телерадиокомпаний. Пользуясь "расколом" в российской системе телерадиовещания связисты и энергетики бесконтрольно взвинтили тарифы на услуги связи и электроэнергию, что очень скоро вызвало в новых телерадиокомпаниях финансовый кризис, в полном смысле этого слова: долги гостелерадиокомпаний связистам превысили 500 млрд руб., а долги связистов энергетикам - 200 млрд руб.; имели место забастовки и случаи отключения вещания за долги.

Кроме того, поскольку единая сеть телерадиовещания на территории бывшего СССР оказалась на удивление жизнеспособной как техническая структура, а программы российского телевидения остались самыми популярными среди населения стран СНГ и стран Балтии, то стратегически важной задачей стало реально возможное сохранение и поддержание работоспособности этой системы в качестве инструмента информационного влияния на соседние государства.

В этом свете создание в конце 1993 года ФСТР России ознаменовало собой начало периода консолидации в российской системе телерадиовещания на новых демократических основах; ее главными задачами стали сохранение достигнутого уровня государственного телерадиовещания как социального института и всемерная поддержка предпринимательства в сфере телевидения и радиовещания. Это было время становления Всероссийской государственной телерадиокомпании, оформления в качестве самостоятельных компаний радиостанций "Маяк", "Голос России", "Юность", "Ра-дио-1", "Орфей", создания новых крупных телекомпаний ОРТ, НТВ, ТВЦ, "Культура" и "ТВ-6" с разными формами собственности, появление в стране негосударственных сетевых телерадиокомпаний, а также первых прогрессивных многоканальных вещательных систем "Космос-ТВ" (по технологии MMDS), "НТВ-Плюс" (непосредственное вещание со спутника) и опытных зон сотового телевидения (по технологиям LMDS и MVDS).

Важной задачей ФСТР России стала всесторонняя поддержка процессов становления на новых организационных принципах регионального государственного телерадиовещания, а процессы эти во всех 89 регионах России шли очень трудно и по-разному. В данной сфере деятельности ФСТР России способствовали весьма конструктивные и деловые (хотя иногда очень непростые) партнерские отношения с Советом руководителей региональных государственных телерадиокомпаний и Ассоциацией этих компаний (АРТР), созданными еще до образования ФСТР. Вместе с Советом готовились и отрабатывались практически все документы ФСТР как ведомственные, так и вносимые в Правительство России и Администрацию Президента РФ. Регулярно проводились совещания руководителей региональных ГТРК с участием руководства страны.

Совершенно новые и острые вопросы возникали в связи с бурным развитием негосударственного сектора в сфере телерадиовещания. Накопленный за два года и всесторонне обобщенный опыт регулирования работы коммерческих телерадиокомпаний позволил ФСТР подготовить, согласовать и утвердить в Правительстве Российской Федерации (постановление от 7 декабря 1994 г. № 1359) "Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации", сохранившее силу до нашего времени. Этот нормативный документ послужил основой для многолетней систематической работы по упорядочению как государственного, так и негосударственного телерадиовещания в стране. В итоге к 1998 году в России была завершена работа по регистрации и лицензированию практически всех негосударственных эфирных телевизионных и радиовещательных компаний: их стало более 1300 против 95 государственных. Реестр электронных СМИ содержал в это время около 4 тыс. свидетельств о регистрации. Развитие негосударственного вещания позволило увеличить число программ в эфире более чем в 500 городах; в 20 городах появилась возможность принимать 10-12 программ телевидения и столько же программ радиовещания. Одновременно проводилась настойчивая работа по сертификации производственно-технической базы и аттестации руководящих кадров телерадиокомпаний, что позволило не допустить снижения технического качества вещания в негосударственном секторе.

В соответствии с Указом Президента РФ одновременно с образованием ФСТР России была начата совместно с Министерством связи России разработка "Федеральной целевой программы развития телерадиовещания в Российской Федерации в 1995-2000 годах и на период до 2005 года" . Проект этой Программы был представлен в Правительство в начале 1995 года и был положительно оценен экспертизой. В проекте учитывалось, что в соответствии с техническим прогрессом к концу срока прогнозирования, то есть к 2005 году, появится реальная возможность приема в любой точке России 50-100 программ телевидения — из эфира, по кабелю или через спутник. Полагалось необходимым найти способы обеспечить присутствие в этом пакете не менее 10 российских программ, в том числе "социального пакета" из 2-3 государственных программ. Особое внимание в проекте уделялось вопросам создания собственных сетей распространения программ для региональных государственных телерадиокомпаний за счет долевого финансирования из федерального и региональных бюджетов.

К сожалению, эта Федеральная программа так и осталась "хрустальной мечтой" — средств для ее реализации у государства не оказалось. Тем не менее по решению руководства ФСТР России и Минсвязи России данная программа "для порядка" ежегодно обновлялась, последняя такая итерация состоялась в 1998 году. Работа над этой Программой позволила сформулировать, уточнить и согласовать множество ключевых вопросов развития отрасли, восстановить гражданский и профессиональный оптимизм не только среди специалистов и руководителей ФСТР и телерадиокомпаний, но и многих смежных ведомств. (Не зря сказал мудрец: "План — ничто, планирование — все!").

Самые большие проблемы, о которых и вспоминать не хотелось бы, создавало крайне скудное и нестабильное во все годы деятельности ФСТР России бюджетное финансирование телерадиокомпаний. Приведем только один пример. Даже в относительно благополучный для отрасли 1998 год было получено только 58,3% от средств, заложенных в Законе "О Федеральном бюджете на 1998 год". Это вынудило финансировать полностью только заработную плату, а на подготовку программ пошло в среднем 6,8% от запланированного. Средства на реновацию вырывались буквально по крохам.

Тем не менее при всех сложностях как внутри отрасли, так и в стране за шесть лет деятельности ФСТР России была в основном сформирована на новой правовой базе российская национальная система телевизионного и радиовещания; государственное телерадиовещание сохранило не только свою аудиторию в России и за рубежом, но также и основные производственные мощности. В эти же годы возникла и завоевала огромную популярность совершенно новая для страны система коммерческих телевизионных и радиовещательных станций. Вполне очевидно, что самые главные детали "фундамента" под все современные достижения в нашей отрасли были заложены именно в 1993-1998 годах.

Однако у истории своя логика: в ноябре 1999 года на очередном витке "совершенствования государственного управления" на базе ФСТР России и Госкомпечати России было образовано Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Судя по приведенной хронологической таблице, это была 17-я по счету реорганизация управления телерадиовещанием в России за 80-летнюю историю его существования. Эта хронология дает пищу для многих размышлений, в частности, подтверждает уверенность авторов в том, что шесть лет — вполне достойный срок существования для ФСТР России!

Поздравляем с 10-летием со дня создания ФСТР России ее сотрудников, друзей и партнеров!

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #8, 2003
Посещений: 13197

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

  Автор

 

Валерий Тольский

Всего статей:  1

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций