Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Развитие отечественной профессиональной видеозаписи

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Развитие отечественной профессиональной видеозаписи

Лавренитий Лишин
ВНИИТР

Лаврентий Лишин

Современный телерепортер, держа в руках видеокамеру весом 2 кг с кассетой размером меньше портсигара, с трудом поверит, что 20 лет назад видеомагнитофоны первого поколения были размером со шкаф, а рулоны с видеолентой весили 5~8 кг (В.И. Пархоменко, создатель первых советских четырехголовочных видеомагнитофонов "Кадр", подробно рассказал о них в ВС № 1 (29), 2003)- Заметим, что в то время мы отставали от мировых фирм всего на 5 лет.
Что же позволило так резко уменьшить габариты и вес современных видеомагнитофонов и кассет?

"Кадр-10"и"Кадр-11" на службе у Аэрофлота

На новом этапе развития видеозаписи строчки с изображением записывались не перпендикулярно базовому краю ленты, а под наклоном, что, в принципе, позволяло уменьшить ширину ленты и упростить конструкцию лентопротяжного механизма. Однако первые попытки создать наклонно-строчной видеомагнитофон для записи телевизионного изображения вещательного стандарта как за рубежом, так и у нас во ВНИИТР успеха не принесли. Вместе с тем публикации о наклонно-строчной видеозаписи регулярно появлялись в зарубежной печати и вызывали у наших специалистов огромный интерес. Однако начинать нам, как и нашим зарубежным коллегам, пришлось с полупрофессиональных видеомагнитофонов специального назначения.

В 1960-е годы ВНИИТР удалось получить от Аэрофлота заказ на разработку видеомагнитофонов для демонстрации кинофильмов в салоне самолета. Некоторый опыт разработки малогабаритной аппаратуры в институте уже имелся. Главными требованиями к бортовому видеомагнитофону были небольшие габариты, малая масса и возможность работы в условиях вибраций. Полосу частот канала изображения видеомагнитофона мы решили сократить до 3 МГц, так как предполагалось, что во время полета для показа кинофильмов будут использоваться телевизоры с экраном небольшого размера. Весь комплекс работ вела лаборатория Л.С. Мурашова. Под моим руководством видеомагнитофоны создавали инженеры В.И. Катопуло, В.И. Шербина и конструкторы Г.М. Глебов, П.Г. Зон, Г.Н. Хвостова. Наземный видеомагнитофон был назван "Кадр-10" (фото 1), бортовой воспроизводящий - "Кадр-11" (фото 2). Этими видеомагнитофонами, а также портативными телевизорами мы оснастили самолет ИЛ-18 и провели ряд испытательных рейсов. На маршруте Москва - Ереван - Москва демонстрировался кинофильм "Адъютант его превосходительства", о чем сообщила газета "Известия" в статье "Адъютант под облаками".

Однако начать серийное производство таких видеомагнитофонов по ряду причин не удалось. Тем не менее подобный эксперимент в нашей стране произошел намного раньше, чем аналогичные устройства стали применяться на зарубежных самолетах.

Все краски жизни с "Кадр-102"

В рамках этого проекта мы активно начали работы по записи цветных сигналов системы SECAM на узкополосных видеомагнитофонах. Жалею, что результаты этих работ не были запатентованы: спустя 10 лет открытые нами способы нашли широкое применение в зарубежной аппаратуре.

Видеомагнитофон "Кадр-10" был оснащен блоком переноса сигнала цветности при записи и воспроизведении; цветные программы, записанные в полосе 3 МГц, были довольно высокого качества. Однако в эфир их передавать не разрешили, так как в конце 1960-х действовало жесткое правило: "видеосигналы, передаваемые в эфир, должны соответствовать ГОСТу, т.е. иметь четкость, соответствующую полосе частот 6 МГц". Позднее блоки цветности были запатентованы В.И. Катопуло и автором статьи и переданы для освоения на серийный завод "Ви-деофон" (г. Воронеж), где выпускались бытовые цветные видеомагнитофоны "Электроника".
В целях развития этого направления мы взялись за разработку портативного видеомагнитофона для передвижной репортажной телевизионной станции в кузове микроавтобуса ЗИЛ-118. Эта станция, изготовленная заводом "Волна" (г. Ленинград), предназначалась для записи программ в движении. На крыше автомобиля располагалась цветная телекамера, установленная на вращающемся штативе с мягкой подвеской, а внутри станции размещались автономные источники питания и одноголовочный видеомагнитофон "Кадр- 102".

Вспоминается запись программы, в которой принимал участие артист В. Тонков. Он должен был на мотоцикле пересечь один из ленинградских мостов и проехать по набережной Невы под смех и овации зрителей. Несмотря на динамичность происходящего, сцена была успешно снята. Это была первая отечественная цветная программа, созданная с помощью одноголовочного видеомагнитофона и переданная в эфир! Упомянутые события относятся к 1973 году, т.е. все происходило за 5 лет до официального принятия одноголовочного формата С.

На вертолетах, катерах и автомашинах

В начале 1970-х годов во ВНИИТР собрался сильный коллектив специалистов-телевизионщиков (В.А. Петропавловский, Я.Б. Розвал, Л.Н. Постникова, А.Р. Раковский и др.), которыми были созданы высококачественные портативные цветные камеры. Их использовали для разработки двухкамерной репортажной станции "Гранат", которая несколько лет успешно работала в Волгограде. В микроавтобусе "РАФ" были размещены камерные каналы, микшер, источники питания и наш новый репортажный видеомагнитофон "Кадр 103-А" (фото 3).

Поскольку руководство Гостелера-дио СССР не очень верило в то, что подобные видеомагнитофоны перспективны для вещания, нам пришлось искать дополнительных заказчиков среди военных и космонавтов. Мы работали с одноголовочными видеомагнитофонами на вертолетах, катерах и автомашинах, в результате чего получили дополнительное финансирование и возможность оценить работоспособность нашей техники в условиях вибраций и широкого интервала температур. Большие проблемы возникли при создании видеоголовок: потребовался новый феррит, была разработана новая технология напыления и склейки рабочих зазоров головок в вакууме. Директор опытного производства А.В. Фалинский сумел внедрить ее в производство. Разработчики новых головок А. С. Мкрту-мов, B.C. Ржечицкий и Ю.Н. Бычков провели многочисленные испытания этих головок в процессе отработки их конструкции. Обойма головки была выбрана такой же, как у головок фирмы Атрех (США). Это позволило оперативно оценить качество отечественных головок по сравнению с зарубежными. Но наибольшие трудности возникли при создании головок с пьезокерамическим приводом для системы автотрекинга. Сердечники этих головок размещаются на биморфной пьезокерамической пластине. После многочисленных расчетов и экспериментов, выполненных А.С. Мкртумовым, Г.В. Фридляндом и другими специалистами, необходимые биморфные преобразователи были заказаны на предприятии специализированного производства в Зеленограде.

Дорогу видеомагнитофонам формата С!

Масса проблем, особенно на первых этапах работы, возникала у создателей лентопротяжных механизмов и блоков вращающихся головок (А.В. Михневич, Л.Г. Лишин, В.М. Ральф, Ю.В. Бондарев). Их конструкции определялись выбором видеофонограммы (решено было выбрать формат С).

Параллельно велись работы по созданию отечественной ленты шириной 25,4 мм. Разработка ленты с рабочим слоем из двуокиси хрома была поручена комбинату "Свема" в г. Шостка (Украина), а во ВНИИТР была разработана аппаратура и методики для испытания лент (СР. Немцова, В.И. Рудман и др.).

Одной из главных причин, препятствовавших применению наклонно-строчной записи в вещательных целях, являлась проблема коррекции временных искажений (КВИ). Специалистам было ясно, что аналоговая коррекция здесь не перспективна, и мы занялись изучением способов обработки и записи цифровых сигналов. А.Б. Штейн сумел собрать хороший коллектив (В.З. Хаимов, Г.Е. Мурза, О.А. Гергель, М.П. Юровицкая, М.Г. Коренблюм, А.И. Зверев и др.) и увлечь его новыми перспективными задачами. В первый действующий макет ЦКВИ, который появился в конце 1970-х годов, было вложено немало новых идей и изобретений А.Б. Штейна и его помощников. Уже в 1982 году мы сдавали Межведомственной комиссии опытный образец ЦКВИ "Цифра-101", работавший совместно с "Кадр-ЮЗАС", который был передан в г. Новосибирск для серийного производства на НЗТМ. Это открыло дорогу в эфир видеомагнитофонам формата С и обеспечило их работу не только при номинальной скорости ленты, но и при замедлении и стоп-кадре, так как рабочая зона корректора составляла ±8 телевизионных строк. Одновременно ЦКВИ позволял полностью восстановить импульсную часть видеосигнала и строки опознавания цвета SECAM. В то время ЦКВИ имел хороший компенсатор выпадений, построенный на основе цифровой памяти, систему собственной диагностики и позволял вводить в видеосигнал стандартные испытательные строки.

К сожалению, огромный олимпийский заказ на серийные видеомагнитофоны "Кадр-ЗПМ" приостановил работу над новыми видеомагнитофонами во ВНИИТР и на заводе НЗТМ почти на 2 года.

В 1982 г. был разработан видеомагнитофон "Кадр-202" для обслуживания запусков космического корабля "Буран". В дальнейшем 15 таких видеомагнитофонов было отправлено в Байконур.

Для моряков был разработан и выпущен первый в стране полутораго-ловочный видеомагнитофон "Кадр-303" полного формата С для записи радиолокационных сигналов.

Когда было принято решение о разработке нового видеомагнитофона на телевизионный вещательный стандарт, то пришлось изменить компоновку и внешний вид видеомагнитофона. Размер и конструкция стойки аппарата выбирались с учетом того, чтобы в ней свободно размещались все модули, а их работоспособность проверялась индивидуально. Общие габариты стойки позволяли перемещать видеомагнитофон на колесах через двери любых аппаратных. В то же время модули можно было размещать в передвижных телевизионных станциях, учитывая компоновку салона. Лентопротяжный механизм размещался горизонтально и одновременно мог откидываться на петлях, сохраняя при этом работоспособность. Состав основных блоков был выбран с учетом возможностей модернизации отдельных систем без коренной переработки видеомагнитофона. Новая модель получила шифр "Кадр-ЮЗСЦ". Прежде всего был решен вопрос с лентопротяжным механизмом, видеоголовками и технологическими приспособлениями для их изготовления с необходимой точностью.

Вскоре стало ясно, что видеомагнитофоны формата С требуют такой точности настройки механических узлов и электронных схем, что их нельзя будет эксплуатировать без измерительных лент (ЛИМ). Комплект ЛИМ, разработанный В.И. Рудманом и В.Г. Корольковым, был включен в состав каждого видеомагнитофона, что обеспечило идентичность их настройки и взаимозаменяемость записей. По результатам испытания видеоголовок и лент был разработан канал изображения с запасом регулировок и с учетом разброса отечественных комплектующих. Системы управления и коммутации выполнялись на цифровых интегральных схемах, системы авторегулирования, монтажа и кода также были цифровыми. По результатам данной разработки специалисты получили свыше 27 авторских свидетельств.

Но добиться таких результатов было нелегко: особенно много неприятностей разработчикам доставила система автотрекинга. После многочисленных экспериментов разработчикам системы и головок автотрекинга И.В. Фридлянду, Г.В. Фридлянду, И.Г Сошникову и А. С. Мкртумову удалось подготовить образцы к передаче на завод. Вначале диапазон режимов замедления был значительно сужен, а от режима "реверс" и вовсе пришлось отказаться. Впрочем, время показало, что эта система была самой ненадежной в эксплуатации.

Судьба "Кадр-10ЗСЦ" решалась в провинции

В начале 1984 г. Межведомственной приемной комиссии были предъявлены новые образцы видеомагнитофонов "Кадр-103СЦ". Все оборудование проверялось очень тщательно, но проведенные испытания дали хорошие результаты, и комиссия рекомендовала видеомагнитофон к серийному производству. На НЗТМ были отправлены опытные образцы видеомагнитофонов. Министр Машиностроения СССР В. Бахирев поставил перед заводом следующую задачу: "Организовать серийный выпуск 150 видеомагнитофонов в год".

Потянулись томительные месяцы ожидания выпуска опытной партии видеомагнитофонов. Но в то время завод выпускал модернизированные модели "Кадр-ЗПМ" и не торопился с выпуском "Кадр-103СЦ". Чтобы как-то изменить ситуацию, было решено силами института укомплектовать двумя видеомагнитофонами "Кадр-103СЦ" универсальную аппаратную ВМА-1 на Останкинском телецентре. Но руководство головного телецентра было настроено против внедрения отечественных видеомагнитофонов формата С. В итоге я сделал для себя твердый вывод: судьба "Кадр-103СЦ" будет решаться в провинции, а Москва пусть работает на импортном оборудовании.

В 1986 г. на НЗТМ был назначен новый директор (А.П. Евтушенко), главный инженер (В.Н. Девизоров) и новый начальник производства. В середине года они остановили выпуск "Кадр-ЗПМ" и в пролете огромного цеха вывесили лозунг: "Кадр-103СЦ" — в серийное производство!". Механические цеха были срочно переоснащены: закупалось новое импортное измерительное оборудование, осваивались изготовление и сборка ЛПМ, БВГ и новых ферритовых видеоголовок, был полностью переоборудован цех сборки печатных блоков, организован участок комплексной настройки "Кадр-103СЦ". И вот первая заводская партия — 6 видеомагнитофонов — была изготовлена и принята Госприемкой в декабре 1987 г. С нового года завод перешел на серийный выпуск, который иногда достигал 15-20 видеомагнитофонов в месяц.

Всего за восемь лет было выпущено свыше 600 видеомагнитофонов. Можно было бы считать программу перевода телецентров на дюймовую ленту почти выполненной, однако произошло это с задержкой на десять-пятнадцать лет!

В 1994 г. выпуск профессиональных видеомагнитофонов в г. Новосибирске прекратился: перестали поступать заказы. Попытки же создать отечественный аналог Betacam SP во ВНИИТ (г. Санкт-Петербург) потерпели неудачу.

Внедрение прогрессивных технологий

За прошедшие годы мировая видеозапись не только рассталась с форматами Q и С, перешла с катушек на кассеты, но и начала переход с аналоговой записи на цифровую. Новые методы сжатия цифровых телевизионных сигналов без заметной потери качества позволили создать наклонно-строчные видеомагнитофоны с кассетами μDV и перенести все монтажные операции в компьютер. Поиск фрагментов программ в дисковой памяти ПК происходит мгновенно, а запись на оптические диски позволяет исключить главный недостаток магнитной записи — износ головок и ленты.

К сожалению, наши специалисты не сумели предвидеть подобное развитие видеозаписи, к тому же отечественные наука и промышленность были не в состоянии освоить новые прогрессивные технологии и включиться в мировое разделение труда, что привело к повсеместному переходу российских телецентров на зарубежную аппаратуру и к закату отечественной видеотехники.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2003
Посещений: 15206

  Автор

Лаврентий Лишин

Лаврентий Лишин

ВНИИТР

Всего статей:  4

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций