Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как мы работали на Запад. Часть 2

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как мы работали на Запад

Часть 2

Геннадий Ламсков
Руководитель службы международных проектов продюсерской компании "Век XXI. Телевизионные мобильные системы"

Коренные изменения

В середине восьмидесятых годов в международной деятельности Гостелерадио произошли коренные изменения. В работе с зарубежными съемочными группами практически не стало запретных тем. Самые смелые предложения получали поддержку. В ГУВСе часто принимали западных послов, министров, руководителей международных организаций и политических партий. Члены зарубежных делегаций высоко ценили нашу открытость. Так, председатель европейских социал-демократов г-н Жак Барро после приема в Главном управлении внешних сношений Госте-лерадио сказал, что верит в успех реформ, поскольку в России есть личности, у которых приверженность демократии и общечеловеческим ценностям нисколько не противоречит убеждению в стабильном и справедливом государственным устройстве.

Такой широкий подход к сотрудничеству не замедлил сказаться на уровне отношений с западными партнерами. Стали широко практиковаться телемосты, на Центральное телевидение для участия в наших программах стали приглашаться западные музыкальные исполнители, ученые, политики, экономисты, на Запад стали чаще выезжать съемочные группы, творческие коллективы Гостелерадио, появились первые две совместные советско-французские компании - "Европа Плюс" и "Таганка Продуксьон".

В производство были запущены телефильмы "Последняя из дома Романовых" Эдварда Радзинского, кинофильм "Только вперед" А. Арановича, творческие структуры редакций получили возможность участвовать в совместном производстве европейских телепрограмм в рамках проекта "Эврика", выходившего под эгидой аудиовизуального отдела Евросоюза.

Запомнился творческий телемост Москва - Вена - Лондон, автором которого был известный ведущий французской телекомпании "А-2" и "Радио Франс" Жак Шансель. Его программу "Шахматная доска" смотрели миллионы европейских телезрителей. В Москву приехали известнейшие западные музыканты, советская сторона была также представлена мэтрами, среди которых были Майя Плисецкая, Владимир Спиваков, Родион Щедрин и много других грандов культуры. Совместная акция международной службы и музыкальной редакции в лице Валерия Куржиямского вылилась в грандиозное телевизионное шоу. Никогда ранее советский эфир не видел ничего подобного.

В рамках культурных обменов по приглашению Гостелерадио и Мин-культа в Москве побывали широко известные советской публике актер Мигеле Плачидо, композитор Мишель Легран, группа "Спейс" и много других известных музыкальных групп и деятелей культуры.

Ежегодно во Францию, Бельгию, Нидерланды стал выезжать на гастроли детский хор Всесоюзного радио и телевидения под управлением Виктора Сергеевича Попова.


Безукоризненное исполнительское мастерство, яркие таланты этого прославленного хора пользовались неизменным успехом у западной аудитории, в первую очередь у русскоязычных эмигрантов. Мне довелось однажды выезжать с хором во Францию, помогать В. Попову с переводом и решать организационные вопросы. Хор объехал с концертами города северо-запада Франции - Нант, Лаваль, Плен сюр Мер, Нуармутье, Сен-Назер, Рош сюр Йон.

Концерты, как правило, проходили в православных и католических церквях, где была прекрасная акустика, а их основными слушателями и зрителями были бывшие российские и советские люди, представители всех трех волн эмиграции. Исполнялись преимущественно духовные произведения Бортнянского, Глинки, Генделя. Концерты производили сильное впечатление, вызывали бури эмоций, а у людей старшего поколения - слезы тоски и ностальгии по давно покинутой Родине. В каждом городе, где выступали юные дарования из Советской страны, мэры, префекты, известные люди считали за честь принять у себя хор, вручить подарки и организовать для ребят массу всяческих приятных экскурсий, обедов, фуршетов. Во время гастролей концерты хора становились главными объектами новостей региональной прессы и телевидения. Чистое, искреннее и святое искусство юных дарований вносило свой вклад в реабилитацию их Родины в глазах вынужденно покинувших свою страну и состарившихся вдали от Родины людей.

Благодаря ГУВСу Запад открыл много новых российских имен из сферы политики, СМИ, искусства.

Стоит отметить, что сами политики, писатели, художники, журналисты, артисты, модельеры охотно участвовали в съемках, но достаточно часто просили получить согласие на съемки у их вышестоящего руководства. Сотрудники международных связей Гостелерадио не избегали ответственности и практически всегда добивались согласия со стороны их организаций на съемку, даже в тех случаях, когда человек слыл чуть ли не диссидентом.

Редакторы ГУВСа внимательно следили за появлением новых личностей в политике, СМИ, культуре, выступавших за социально-экономические реформы, за духовное обновление общества. По нашим рекомендациям западные журналисты снимали программы, репортажи, сюжеты о редакторах, обозревателях, журналистах, политиках, ставших известными благодаря своей активной поддержке общественно-политических и экономических реформ. Так, швейцарская телекомпания SRG/SSR сняла в 1987 году телесюжеты о политическом обозревателе Центрального телевидения В.В. Познере, о В.А. Коротиче, В.М. Фалине, Аркадии Ваксберге, телекомпания "Антенн-2" - о главном редакторе молодежных программ ЦТ Э.М. Сагалаеве, французская телекомпания "ТФ-1" - о члене Политбюро А.Н. Яковлеве. Если сейчас подобные съемки являются совершенно заурядным явлением, то на заре реформ сотрудники ГУ ВС за подобные инициативы могли легко поплатиться должностью.

Еще одно новое веяние

Им стало широкое освещение гастролей наших творческих коллективов за рубежом. Если раньше наши постоянные корреспонденты в западных странах делали лишь небольшие сюжеты для информационной программы "Время", то с приходом нового руководства стали целенаправленно выезжать съемочные группы для создания полноценных телепрограмм о советских коллективах, гастролировавших по западным странам. Так, к созданию программы "Москва - Кольмар: музыкальное лето", посвященной концертам "Виртуозов Москвы" под руководством Владимира Спивакова во французском городке Кольмар, были привлечены лучшие творческие силы редакции музыкальных программ ЦТ и Главного управления международных связей.

В 80-х годах прошлого века даже нейтральные общественно-политические программы о Союзе пробивались на западные телеканалы с огромным трудом. Если они и появлялись, то с достаточно явными акцентами. Исключением были проекты, касающиеся культуры, повседневной жизни людей, образования. К счастью, в отличие от информационных служб, редакции культурно-социальной направленности зарубежных телеканалов все же были более свободны в выборе и достаточно часто направляли в нашу страну съемочные группы.

В 1987 году бельгийская телекомпания BRT совместно с международной службой Гостелерадио сняла 126-минутную программу "История России и СССР". Съемки проходили в Москве, Ленинграде, Новгороде, Киеве и продолжались 2 месяца.

В Москве были отсняты всемирно известные историко-архитектурные памятники, среди которых были Кремль и кремлевские музеи, Третьяковская галерея, Новодевичий и Донской монастыри, музеи-заповедники "Кусково" и "Коломенское", музей-панорама "Бородинская битва", Музей истории и реконструкции Москвы.

В Ленинграде в программу вошли Эрмитаж, Русский музей, Музей религии и атеизма, Домик Петра Первого, Петропавловская крепость.

В Новгороде - Музей деревянного зодчества, церковь-на-Спасе, Юрьев монастырь.

В Киеве - Киево-Печерский монастырь и древние пещеры, Владимирский и Софийский соборы, Андреевская церковь, Исторический музей.

В программу вошло большое количество шедевров мирового искусства, это было безбрежное полотно культурных богатств страны. Если бы СССР входил в Международное агентство по охране авторских прав, то, конечно, наши музеи заработали бы на этих съемках приличные деньги, но ни один музей никакой оплаты не требовал и даже отказывался от денег, когда их предлагали сами зарубежные телекомпании. Работники музеев справедливо считали, что сосредоточенные у них духовные сокровища должен увидеть весь мир хотя бы по телевизору.

В конце 80-х годов французская про-дюсерская компания "Карен Продук-сьон" по заказу телеканала Canal+ приступила к съемкам телепрограммы "Деятели культуры в процессе перестройки". Список персоналий для съемок был внушителен. В кандидатах на участие в программе было много либерально-демократических деятелей культуры - Виталий Коротич, Людмила Петрушевская, Элем Климов, Марк Захаров, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенкий, Александр Гельман и много других. Авторы программы не обошли вниманием и оппонентов либерально-демократического крыла интеллигенции и ярых противников западной модели демократии, так называемых "деревенщиков", - Василия Белова, Валентина Распутина, Илью Глазунова, Владимира Солоухина и других сторонников особого пути России.

Только очень бурное, переломное и трагичное время могло породить столь титанических личностей и под стать им столь яростные и непримиримые убеждения, мысли и веру. Объединяло их одно - искреннее желание перемен на благо своей страны и ее народа.

В Древнем Китае родилось изречение: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен". Сотрудники ГУВС, может быть, были одними из первых, кто почувствовал необходимость в переменах, приложил огромные усилия для их приближения, но они же и первыми осознали неоднозначность, сложность и подводные камни на пути этих перемен.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2010
Посещений: 10310

Статьи по теме

  Автор

 

Геннадий Ламсков

Руководитель службы международных
проектов продюсерской компании "Век XXI. Телевизионные мобильные системы"

Всего статей:  3

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций