Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Железная Жанна. Часть 1

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Железная Жанна
Часть 1

Вскоре после своего 80-летнего юбилея, широко отмеченного телевизионной общественностью, 15 марта 2011 года ушла из жизни Жанна Петровна Фомина, выдающийся организатор телевизионного вещания. Большую часть своей жизни Жанна Петровна отдала телевидению, внеся огромный вклад в его развитие на этапе 60–90-х годов прошлого столетия. До последнего дня она трудилась советником генерального директора телеканала “Культура”. Готовясь передать в журнал интервью Жанны Фоминой – последнее интервью этой замечательной женщины – я открыл Интернет, чтобы посмотреть, что есть о ней в этой “всезнающей” сети. Нашел интервью с С.П. Капицей, Ю.А. Сенкевичем, Н.Н. Дроздовым, со многими другими знаковыми фигурами отечественного телевидения, которые в воспоминаниях связывают свою телевизионную биографию с именем Ж.П. Фоминой. За глаза ее называли Железной Жанной. Вряд ли она знала об этом прозвище, а если и знала, то вряд ли обижалась, ведь надо иметь поистине “железный” характер, силу воли, убежденность в глубокой правоте своего дела, чтобы суметь добиться и свершить столько, сколько сделала Фомина для телевидения. Надо иметь поистине “железный” характер, особое мужество, чтобы выдержать столько, сколько выпало на ее женскую долю, но при этом оставаться человеком обаятельным, добросердечным и до последнего своего часа отдавать силы любимому телевидению. Интервью с Ж.П. Фоминой готовила студентка Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Пискарева в рамках большого студенческого проекта по созданию серии сборников “Эфир Отечества”, включающих интервью студентов с создателями и звездами отечественного телевидения. Почти шестидесятилетний творческий путь Фоминой, конечно, не может уложиться в рамки почти пятичасовой беседы, которую нам со студенткой “подарила” Жанна Петровна. Конечно, далеко не все из диктофонной записи попадает в журнальный вариант. Но хочется верить, что ее последнее прижизненное интервью добавит что-то новое, неизвестное к истории отечественного телевидения, заставит задуматься о том, как важно вовремя успевать фиксировать фрагменты этой истории. Григорий Шевелев, завкафедрой Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова, член редсовета журнала

Жанна Петровна Фомина
Последнее интервью
Главный редактор редакции кинопрограмм, директор дирекции программ Центрального телевидения, заместитель генерального секретаря Международной организации телевидения и радиовещания, директор Интервидения, главный редактор образовательного канала Центрального телевидения

– Жанна Петровна, каким образом Вы впервые попали на телевидение?
– Я окончила Академию общественных наук, кафедра литературоведения и искусствознания. Мне присвоено звание кандидата филологических наук. В академии я защитила кандидатскую диссертацию об антифашистской литературе, которая вошла в сборник под названием “Проблемы гуманизма”. В этом сборнике был заинтересован Александр Николаевич Яковлев, в ту пору завотделом ЦК КПСС. По распределению ЦК я попала на телевидение. Мне к тому моменту было около 35 лет. Назначена я была заместителем главного редактора редакции пропаганды.

Начало моей карьеры было сумасшедшим. Это был телецентр на Шаболовке. Первый рабочий день – 19 августа 1968 года, ввод советских войск в Чехословакию. Главный редактор, Вилен Егоров, в командировке. Вызывает меня Георгий Александрович Иванов, он тогда был заместителем председателя Госкомитета по радиовещанию и телевидению, и говорит: “Чтобы к вечеру было две передачи”. Это в первый рабочий день! Я взяла одного из режиссеров за руку и попросила провести меня по телевидению и показать, что это такое, потому что тогда я об этом не имела ни малейшего понятия. После долгих раздумий в одном из кабинетов я еще раз встретилась с Ивановым и спросила: “А как вообще делаются передачи?” На что он ответил, что это вполне может быть просто беседа нескольких солидных людей. Ну что было делать? Я обратилась в свою родную академию, откуда приехали специалисты и за 15 минут обсудили в прямом эфире, что это такое – ввод советских войск в Чехословакию. Так началась моя карьера на телевидении.

– Где Вы работали до прихода на телевидение?
– Еще во время учебы в университете, а я училась на факультете журналистики и на филологическом факультете славянского отделения Московского Государственного университета, я два года работала в газете “Комсомольская правда”. После окончания университета я занималась прессой военного направления. В газете “Красная звезда” я была заведующей отделом литературы, искусства критики и библиографии. В журнале “Советский воин” мне поручали делать номера о различных географических точках Советского Союза. Так я объездила почти все союзные республики. Затем я работала в издательстве “Воениздат”, под моей редакцией вышло 150 сборников различных авторов, от Михаила Александровича Шолохова до Константина Михайловича Симонова. Кроме того, я занималась редактурой. В общей сложности я проработала в прессе о войне десять лет.

– Почему Вы занимались именно военной темой?
– Семья. Мой отец, Фомин Петр Фомич, – военный инженер, кораблестроитель, физик-атомщик. Его звание – вице-адмирал. Он был заместителем по научно-техническому управлению командующего Военно-морским флотом.

– Как Вы приобрели навыки телевизионной профессии?
– Быстро. У меня не было другого выхода, все происходило стремительно. Меня назначили заместителем главного редактора Главной редакции пропаганды Центрального телевидения. В мои обязанности входила подготовка семидесяти пропагандистских передач в неделю. Тематика самая разная: и о химии, и о физкультуре, и о войне, и о хлебном производстве... Каждое министерство требовало передачу про свою отрасль. “Чужеродным” здесь был только спорт – трансляций каких-либо соревнований не было, вместо этого – рассказ о том или ином виде спорта: о футболе, о баскетболе и т.д. Так продолжалось до определенного момента, пока в 1970 году председателем Гостелерадио СССР, а значит, руководителем советского телевидения не стал Сергей Георгиевич Лапин. В это время мой начальник, Вилен Васильевич Егоров, был в командировке. Мне звонит Лапин и спрашивает: “Что у вас сегодня вечером идeт?” Я отвечаю, что будут показывать передачу о футболе. Тогда он задаeт следующий вопрос: “А почему не сам футбол?” Это было моe знакомство с Лапиным, который произвел революцию на телевидении, начал новый период в его развитии.

Вообще, я считаю, что пришла на телевидение в третий период его развития. Первый период – начало: это диктор в кадре, еще только начинают появляться какие-то передачи. Второй период – появление огромного количества передач различной направленности, но именно телевизионных, кино еще не транслировали. Фильмы негде было достать. Каждую программу объявляет диктор, это был живой процесс, заранее программы еще не записывались. К тому времени уже началась “Эстафета новостей” с Юрием Фокиным, вeл свои передачи писатель и литературовед Ираклий Андроников. В этот же период началась и “Кинопанорама”, и “Клуб кинопутешествий”, и “В мире животных”.

И вот в 1970 году приходит Лапин. Начался новый период телевидения. Лапин отменяет показ практически всех пропагандистских передач. Это далось нелегко – началась тяжелая борьба с ЦК и министрами, возмущенными прекращением программ о сфере их деятельности. В итоге осталось только семь таких передач, то есть по одной получасовой пропагандистской программе в день. Это “Пятилетка”, “Сельский час”, “Человек и закон”, “Служу Советскому Союзу”, “Международный обзор”, “Международная панорама”, которую вели политобозреватели. Тогда же появилось и “Международное обозрение”, и Лев Вознесенский с экономической передачей “Проблемы – поиски – решения”. Очень долго просуществовала “Пятилетка”, она шла незыблемо по понедельникам в семь часов вечера. Вообще, все пропагандистские передачи шли в семь часов вечера.

Вот так начались серьезные изменения на телевидении, и боролся за это Лапин несколько лет. Не так просто оказалось создавать новое.

– Жанна Петровна, как дальше развивалась Ваша работа?
– Пробыла я в редакции пропаганды около полугода. Внезапно Лапин назначает меня главным редактором кинопрограмм. И примерно в это же время я стала членом коллегии Гостелерадио, высшего органа советского телевидения. С этого момента у меня опять началась сумасшедшая жизнь.

С программой “Кинопанорама” начались серьезные проблемы: ведущий Алексей Каплер поссорился со своей творческой бригадой. Каплер – кинорежиссер, у которого в свое время был роман с дочерью Сталина, несколько лет он провел в тюрьме, словом, был известным человеком с интересной судьбой. “Кинопанораму” он вел блестяще, потому что сумел расположить к себе людей. Он был непосредственным в эфире – мог запросто почесать за ухом, надеть очки. Когда произошла его размолвка с командой, он потребовал ее сменить. Запасной бригады не нашлось. Я пыталась уговорить его передумать, но он был очень принципиальный и решил обратиться с этим вопросом к Лапину. Лапин же за определенные качества недолюбливал Каплера, и когда тот пришел со своей просьбой, первое, что Лапин сказал: “Как жаль, что советский народ больше не увидит вас в кадре...”. Так, благодаря такому ходу Лапина Каплер ушел.

Встает вопрос – кем его заменить? Должна сказать, что сорок лет я занималась этой передачей, и за сорок лет было столько же ведущих. Сорок! Был Коршунов, был Плятт, был Капралов, кого только не было! Самая блестящая передача была у Плятта, но он вынужден был отказаться от нее, подводило здоровье, он был немолод. Ведущих меняли постоянно. Пока не появился Эльдар Рязанов, и это действительно была находка.

Еще одна проблема, с которой я столкнулась, будучи главным редактором кинопрограмм, – уход из программы “В мире животных” ведущего Александра Згуриди. Это был кинорежиссер, он уехал куда-то в пустыню снимать новую картину про змей. Итак, здесь тоже нужен ведущий. Мы просмотрели огромное количество людей, и вот случайно появился совсем молодой Николай Дроздов, он тогда только начинал заниматься наукой. Зрители приняли его сразу. Манера говорить, быть в кадре, “бешеная” любовь к животным, которых он приносил в студию, – за это его обожали.

Следующая проблема связана с программой “Клуб кинопутешествий”. Это была первая передача, открывшая иной мир нашим зрителям – Аргентину, Америку... Программу очень любили, потому что в ней рассказывалось о том, что было тогда совершенно не известно зрителям. Случилась беда: умер ведущий Шнейдеров. Он был кинорежиссером. Вел он “Клуб кинопутешествий” таким образом: сегодня в программе будут показаны, например, Бразилия, Япония и Якутия – поехали! Так, сюжет за сюжетом и “ехали”. Он ничего особенного в конце не говорил, но его обожали: хотя уже староватый, но обаятельный. Он умер. Я опять осталась без ведущего. Кого только мы не перепробовали на эту роль! Зрители были категорически против.

Однажды приходит ко мне Владимир Ухин, диктор детских передач, и приводит Юрия Сенкевича. А тот только что приплыл из экспедиции на легендарной лодке “Ра” вместе с Туром Хейердалом, знаменитым норвежским путешественником. В студии Сенкевич садится за стол, читает газету, стихи, и я понимаю, что он не смотрится в кадре совершенно. Что же делать? Вызвали другого режиссера, изменили свет, посадили по-другому, и я сказала: “Ничего не читайте, просто расскажите о себе”. И Сенкевич стал рассказывать, как он путешествовал на “Ра”. Потрясающе! Программе повезло еще и потому, что Сенкевич привез из своего путешествия очень много отснятого материала, и мы сразу могли это использовать. Я сразу же позвонила Лапину – Сенкевич был утвержден ведущим “Клуба кинопутешествий”.

В общем, в редакции кинопрограмм было непросто именно с подбором ведущих.

– Расскажите, как создавались новые программы?
– Приход Лапина принес с собой большие административные изменения. Телевидению выделялись бюджетные деньги, которые распределялись по редакциям, а в редакциях они делились уже на количество передач. Таким образом, каждая программа имела свой очень скромный бюджет. Тогда начали составлять первые планы выхода передач, сначала трехмесячные, потом месячные. Ввели документацию, папки с описанием передач, все обязательно подписывалось руководителями... Это был период административного становления телевидения.

Поскольку я была очень хитрая, задумала я еще какие-то передачи помимо тех популярных, которые уже вовсю показывались по телевидению. Я была убеждена в необходимости научной передачи, в этом я убедила и редакцию. Так появилось “Очевидное – невероятное” вместе с ведущим Сергеем Капицей. Любую новую программу должен был в конечном итоге утверждать Лапин. По поводу “Очевидного – невероятного” его первый вопрос был, откуда я взяла деньги для производства программы. Я ответила, что сэкономила. Тогда Лапин звонит Михаилу Андреевичу Суслову, секретарю ЦК КППС, и говорит: “У меня есть очень инициативная главный редактор, она сделала новую передачу, “Очевидное – невероятное”, и ведет ее Капица”. На что Суслов ответил: “Как Капица? Ни в коем случае!” А у отца Сергея Капицы, Петра Капицы, когда-то были крайне напряженные отношения с государством. Сергей Георгиевич все же убедил Суслова в моей правоте, сославшись на давность времен, правда, мне пришлось ехать в ЦК КПСС и представлять передачу отделу пропаганды. ЦК одобрил, и передача прошла в эфир.

После этого я загорелась идеей новшества, и решила сделать еще одну передачу, вечернюю. Это был “Документальный экран” с Робертом Рождественским. Очень интересная программа о самых разных областях нашей жизни, которые раскрывались через беседы с профессионалами своего дела. Было много военных тем, однажды интервью состоялось с генералом-инвалидом, он прибыл с двумя адъютантами, чтобы поделиться своими воспоминаниями... В каждой программе Роберт читал свои стихи. Но первая передача была, что называется, “блин комом”. Пригласили композитора Петрова. Вдвоем они беседуют о музыке, и я с ужасом замечаю, что и тот, и другой заикаются. Лапин посмотрел: “Ты что, издеваешься? Они же заики оба!” Вот так начиналась эта передача. Вел Роберт ее прекрасно, подобных передач больше не было.

Дальше мне захотелось рассказать о космосе. Появилась передача “Человек. Земля. Вселенная”. Вел ее Виталий Севастьянов, инженер-космонавт. Рассказывал он, естественно, о космосе вместе с другими специалистами.

Получилась любопытная ситуация: никому не разрешали делать дополнительные передачи, так как на них не было денег, да и кинопленка была дорогой. Я же каким-то образом экономила и потихонечку делала эти передачи – скромные, конечно, и без особого антуража, но тем не менее выходившие в эфир.

– Какие были основные этапы в производстве новой программы?
– Во-первых, собрать людей, познакомить их друг с другом, постараться, чтобы в группе было взаимопонимание. Также необходимо было найти ведущего, создать концепцию, написать сценарии, придумать интерьер. Все это должен одобрить главный редактор. Сделать передачу – это само по себе непростое дело.

– Чем еще Вы занимались в киноредакции?
– На меня, как снег на голову, упала еще одна сфера деятельности. На первом моем художественном совете выяснилось, что в редакции не велась картотека кинопоказов, то есть не отслеживалась периодичность выходов в эфир фильмов. Пришлось налаживать и это. Я наладила картотеку показа кино, добилась получения фильмов для их дальнейшего выхода в эфир. Я не позволяла, чтобы один фильм был на экранах чаще, чем раз в год.

Для того чтобы структурно организовать кинопоказ, мы ввели новую рубрику “Впервые на экране ЦТ”, которая шла довольно долго. Для этого мы просили Госкино предоставить какие-то фильмы. К праздникам я специально ездила в Госкино к председателю и вымаливала десять-двенадцать фильмов, например о Ленине. Показывались они в одно и то же время, ежегодно, потому что в праздник 7 ноября представлять на экран было нечего, на телевидении не было своих фильмов. Правда, в это время уже организовалось творческое телеобъединение “Экран”, которое начало производить собственные фильмы. Они создавали много документалистики, поэтому со временем мы стали ее показывать.

Также была своя мультстудия, и появилась программа мультфильмов по воскресеньям для детей. Помню, в начале программы заяц бегал вокруг телебашни.

Позже я узнала один любопытный факт: оказывается, в прокате в советский период могло быть 1500 фильмов. Всего. А за все время советской власти их было сделано более трех тысяч.

– Как развивалась ваша карьера после киноредакции?
– Через два года работы в киноредакции Лапин назначает меня главным директором дирекции программ. Там мне опять пришлось постигать все заново.

У меня в подчинении оказались две тысячи человек: операторы, режиссеры, звукотехники, оформители; конечно, программная дирекция и те, кто отвечал за выпуск программ. Первое, что я сделала, это распределила подчиненных по группам: операторов поручила главному оператору, режиссеров – редакциям, а они были разные: музыкальная, литературнодраматическая, детская, киноредакция. Непосредственно у себя в подчинении я оставила отдел перспективного планирования, текущего планирования и одел выпуска программ, в котором было 400 человек. “Выпуск” представлял собой группу техников, сидящих за пультом звуко- и видеоуправления. Они отвечали за последовательный вывод программ на экран. Здесь главное было – воспитать в них чувство хорошего пианиста, чтобы не было “дыр” между передачами. Правда, и это мы старались предусмотреть, запасаясь видеорезервами, потому что передача может быть сдана в редакцию длительностью на две минуты меньше положенного. Что тогда делать между передачами? Ставили резервы, привлекали дикторов, которые что-нибудь говорили в кадре.

Для творческого объединения “Экран” дирекция составила план показа фильмов на пять лет вперед. В нем были фильмы для Нового года, для 7 ноября и т.д. Также было налажено планирование в редакциях. Каждая из редакций составляла план на год с учетом всех особых дат, чтобы все было заранее продумано.

Кроме того, было введено недельное и месячное планирование программ. Были даже трехмесячные планы, специально для региональных студий. Центральному телевидению принадлежало около 150 таких студий, которые находились у него в подчинении, которые оно оснащало. Дирекция знала руководителей региональных студий, раз в три месяца они приезжали обсуждать с нами трехмесячный план. В зависимости от плана Центрального телевидения строились планы региональных студий телевидения.

План редакции утверждался на год, от него нельзя было отступать, за этим жестко следили. Однажды в эфир не вышла “Кинопанорама”. Я пыталась объяснить Лапину, что группа болеет и не в состоянии готовить программу. На следующий день у меня на столе лежал выговор за то, что я не выпустила в эфир запланированную передачу. Не они получили выговор, а я.

В итоге дирекция программ была структурно изменена: появились направления по перспективному планированию, а это годовое, трехмесячное, месячное и недельное. Планирование касалось всего: и финансов, и экономики в целом, и количества передач, и их названий. Конечно, при такой структуре работать стало легче. Легче мне стало и потому, что в моем подчинении появилось девять человек ответственных выпускающих редакторов, которые помогали мне отсматривать все передачи, я одна не смогла бы отсмотреть все. Лапин следил за качеством программ очень скрупулезно, многие из них снимались с показа. В этом плане Сергей Георгиевич был мудрый человек: он замечал какую-либо ошибку и не говорил об этом сразу, а смотрел еще два-три выпуска передачи и понимал, систематическая ошибка или случайная. Если это была случайность – программа продолжалась, если нет – тут уж он давал жару.

Отдельно скажу о спорте на телевидении. С приходом Лапина спорт был выведен из числа пропагандистских передач, вместо этого показывались только трансляции, что очень любил Л.И. Брежнев. Был у меня казус один, связанный с трансляцией заседания Верховного Совета, на котором Брежнев выступал с очередным докладом. Мы с Энвером Назимовичем Мамедовым, первым заместителем председателя Госкомитета СССР по телевидению и радио, и с Сергеем Георгиевичем Лапиным планируем показать эту трансляцию в течение недели. А в этот же день должен быть футбольный матч. Лапин говорит: “Может, футбол поставить?” Я говорю “Сергей Георгиевич, не надо, тогда Брежнева придется показывать повторно”, на что Лапин предлагает обойтись без повторов. Я возражаю: “Сергей Георгиевич, ведь вы мне потом сами скажете: “И какой же идиот это придумал, не поставить Брежнева в день трансляции заседания Верховного Совета?” В итоге я попросила Лапина дать мне расписку, где будет указано, что это именно его решение. Наступает день выступления Брежнева, и, конечно, Лапин звонит мне и восклицает: “Ну какой идиот придумал поставить вместо Брежнева футбол?!” Конечно, сразу же стали транслировать Брежнева, а потом – футбол.

– Были ли какие-то глобальные сложности?
– Да, “Орбита”. Это система, состоящая из передающей станции, принимающей станции и спутника, который летал по определенной траектории над Советским Союзом и опускал видеосигнал из Москвы там, где летит. Мы с Лапиным организовывали ее десять лет, это была наша головная боль!

Когда я пришла на телевидение, был только один спутник, назывался он “Молния”, а часовых поясов – одиннадцать. Пока в одном поясе люди спят, в другом – уже бодрствуют. Как донести видеосигнал до всех одиннадцати, как показать то, что выходит в эфир Центрального телевидения? Показывали частично, с учетом скорости движения спутника – на каждый регион приходилось около трех часов трансляции. Так спутник летел и опускал сигнал на каждый регион поочередно, вплоть до Дальнего Востока. Таким образом, люди смотрели Центральное телевидение по три часа, не больше. В эти часы выдавали в эфир все самое интересное. Потом мы стали добиваться от Министерства связи увеличить вещание по спутнику. Нам дали еще две программы на спутнике, они и назывались “Орбиты”, но трудности продолжались: не было одновременности трансляции. Получалось, например, что программа “Время” шла сразу на три часовых пояса, а в каждом поясе время смещается на час друг относительно друга. Значит, передача шла в каком-то городе в восемь, в каком-то в девять, а в каком-то – в десять часов вечера. И с этим мы боролись десять лет. И наконец, к 1980 году мы получили пять “Орбит”. Несмотря на такой шаг вперед, некоторые загвоздки, причем серьезные, остались. Чтобы их решить, пришлось отправиться в Ханты-Мансийский округ уговаривать местное правительство отказаться от одиннадцатого часового пояса. Долго мы боролись, но все-таки добились своего. Вдруг возникает следующая проблема. Передача видеосигнала была организована так, что сибиряки получали его на несколько часов позднее обычного. Они стали отправлять письма Брежневу с просьбой вернуть все на свои места. Я с коллегами встречалась с секретарями обкома этого региона и уговаривала их принять сложившуюся ситуацию. Особенно тяжело было в Томске. Мы выступали там на заводах, в библиотеках, в университетах, объясняя людям, что на это надо пойти. В результате был достигнут компромисс: сдвинуть программу “Время” с 20:30 на 21:30. Так мы просуществовали некоторое время, пока не сменился руководитель телевидения в Томске. Мы смогли настоять в ЦК на том, что должна быть четкая система вещания, и мы этого добились. У нас был настоящий праздник в 1980 году, мы даже ночью остались на телевидении отметить это событие, потому что с 1981 года все пошло так, как мы планировали, - система была отработана.

Сейчас систему “Орбита” снова изменили, но какой она стала сегодня, для меня уже загадка.

Продолжение в следующем номере

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #7, 2011
Посещений: 11112

Статьи по теме

В рубрику "Машина времени" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций