Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Будущее вещания

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Будущее вещания

Филип Лавен
Технический директор, Европейский союз вещателей (EBU)

Филип Лавен, работая на BBC и занимаясь научно-исследовательской работой, оказал существенное влияние на формирование политики ВВС по вопросам технического развития, например внедрения цифрового теле-и аудиовещания.

С 1997 года - он технический директор Европейского союза вещателей (Женева).

Кроме того, является Председателем ETSI/EBU/CENELEC Joint Technical Committee - комитета, ответственного за разработку европейских стандартов для вещательных систем

Еще в октябре 1945 года в британском журнале Liiliput появилась реклама, изображающая телевизор с плоским экраном и даму, совершающую покупки в телемагазине (рис. 1). Вероятно, художник, который нарисовал эту картинку, ожидал, что такие услуги появятся уже в 1955 году (однако реальность отстала от его предсказаний на 60 лет). Таким образом, довольно просто предсказывать то, что произойдет, и гораздо сложнее определить момент, когда это произойдет.

Переход на цифровое вещание произойдет везде. Оно обеспечит более эффективное использование частотного спектра, надежный прием, не зависящий от сложных климатических и других условий (например, прием на обыкновенные антенны, которые ставятся на телевизионный приемник, или на мобильные устройства), возможности для интерактивного ТВ и телевидения высокой четкости.

Рассмотрим использование диапазонов частот в цифровом вещании. На рис. 2-3 изображено то, как каналы используют спектр. В цифровом диапазоне между полосами, которые заняты каналами, появляются дополнительные сервисы. Если раньше в одном диапазоне было всего лишь 5 аналоговых каналов, то теперь добавилось до 6 цифровых каналов. Но ведь вы помните, что каждый цифровой канал включает 5 или 6 сервисов. То есть речь идет о принципиальном изменении КПД частот.

Теперь поговорим об интерактивном ТВ, о том, где вы, телезрители, решаете, что же произойдет дальше. Существуют довольно интересные и популярные интерактивные услуги. Например, ВВС показывает 5 теннисных матчей одновременно (рис. 4). Телезритель просто решает, какую из площадок выбрать для просмотра.

Улучшение качества?

Среди преимуществ цифрового вещания мы упомянули высокое качество. В начале 1990-х переход на цифру воспринимался как естественный прогресс и улучшение качества: от AM к FM и далее к стандарту DAB; от черно-белого ТВ к цветному, затем к цифровому и, наконец, к HDTV. Однако большинству слушателей вполне достаточно FM-радио, а телевидение высокой четкости нужно только в том случае, если ваш телевизор имеет диагональ 1 метр и более. Оказывается, качество не является причиной успеха цифровых технологий. Конечно, качество важно, но это недостаточная причина для покупки цифрового приемника. Хотя есть одно исключение - это высококачественное вещание в коротковолновом диапазоне.

Остановимся подробней на ТВ высокой четкости. Вещатели в Японии, США, Австралии используют для его внедрения цифровое телевидение. Некоторые участники Европейского вещательного союза производят часть программ в режиме HDTV, однако еще не планируют доставлять подобные сервисы потребителю. Существует эксперимент под названием "Евро-1080" - запуск двух спутниковых сервисов HDTV, но многие профессионалы намерены ждать снижения стоимости телевидения высокой четкости, и лишь затем предлагать второе поколение услуг HDTV: спутниковую трансмиссию DVB-S2, компрессию MPEG-4 PART 10, прогрессивное сканирование 720p или 1080p.

Главное - контент

Я думаю, что в первую очередь стоит говорить о контенте. Это хорошо видно на примере цифрового звукового вещания в Великобритании. Оно стало успешным, потому что было поддержано всеми вещателями, всеми национальными и коммерческими станциями - как местными, так и крупными региональными сетями. Несмотря на высокую стоимость (S130 и более), DAB-приемники хорошо продаются, потому что через них потребитель может получить большое количество различных услуг.

Частотный спектр является валютой в мире радиовещания. Конечно, цифровые технологии не решат проблемы его дефицита до тех пор, пока остается аналоговое вещание. Цифровая компрессия снизила стоимость трансмиссии, так что вещатели могут транслировать какие-то программы несколько раз в день, с небольшими перерывами, а зрители могут посмотреть программу, когда им это удобно.

Что касается систем обработки и хранения, они станут намного дешевле и разнообразнее и дадут возможность обогатить содержание и предоставлять контент по запросу.

В последнее время очень много говорят о конвергенции. Например, многие предсказывают, что ТВ и компьютеры станут единым целым. Правда ли это? Ведь условия просмотра весьма отличаются. Телевизор вы смотрите с далекого расстояния и часто в компании других людей, а работая за компьютером, сидите непосредственно перед монитором. Это значит, что схема представления контента в этих двух случаях должна сильно отличаться. Я не думаю, что кто-то будет редактировать тексты на экране телевизора, зато многие захотят смотреть телепрограммы на компьютере.

На рис. 4-5 представлены системы доставки контента: слева традиционная схема - цепь, по которой поставляется содержание для обычного ТВ-вещания, а справа вы видите схему для Интернета. Что же произойдет в будущем? Вещательные услуги станут доступны через компьютер. Также появится возможность получать услуги Интернета на ваш телеприемник. Некоторые Интернет-сервисы будут поставляться по сети, с возможностью просмотра как на экране ТВ, так и на компьютере. Вещатели станут канализировать часть своих услуг через Интернет-провайдеров. Схема складывается довольно сложная за счет большого количества конкурирующих предприятий. Вместо конвергенции систем доставки произойдет дивергенция, то есть разбиение на составляющие. При этом некоторые способы будут иметь больше значения, чем другие.

Есть еще вопрос конвергенции отраслей. Произойдет ли конвергенция между вещателями и теми, кто обеспечивает другие информационные услуги? Рассмотрим экономическую подоплеку вещания. Издержки, необходимые для осуществления вещания, составляют лишь малую часть общего бюджета. Они не зависят напрямую от количества пользователей, от того, сколько человек смотрят вашу программу - десять тысяч или миллионов. Однако дорогие программы могут быть оправданы только в том случае, если удается достичь огромного количества слушателей или зрителей. Именно поэтому вещание - это успешный бизнес.

Операторы, поставщики телекоммуникационных услуг конкурируют между собой, предлагают более удобные системы доставки. Но потребители не заинтересованы в технической стороне вопроса, им нужен привлекательный контент. Возьмем, к примеру, мобильные телефоны 3-го поколения. С их помощью операторы пытаются предложить потребителю этот самый контент - например, трансляцию футбольных матчей по запросу. Но захочет ли клиент заплатить €1,5 просто за то, чтобы посмотреть, как забили гол? Неужели стоит платить такие деньги, чтобы посмотреть видеоролик на маленьком экране телефона? Я в это не верю, может быть, потому что я сам вещатель.

Таким образом, дублировать уже существующие вещательные услуги через Интернет - дорого и нецелесообразно. Однако по Интернету можно передавать те сервисы, которые недоступны в обычном вещании, например аудио и видео по запросу.

Вопрос-ответ

ВС: Существует ли в Европе проблема контента? Как она решается?

Филип Лавен: Цифровое радио и ТВ могут предложить большой выбор новых сервисов. В мире аналогового вещания этих сервисов было недостаточно, а в эпоху "цифры" сложность заключается в том, чтобы наполнить вещание привлекательным контентом. С развитием новых технологий эта проблема потеряет свою остроту за счет снижения стоимости производства программ, а также за счет того, что многие вещатели будут лучше работать с архивами.

ВС: За что готов платить абонент? Какие услуги наиболее популярны?

Ф.Л.: Платное телевидение в некоторых странах пользуется довольно большим успехом, однако оно привлекательно только для 30-40% зрителей. По определению, платное ТВ доступно только тем, кто готов платить. С другой стороны, эфирное вещание достигает всех слоев общества, независимо от их имущественного положения - и в этом его уникальность. Очевидно, эфирное вещание никуда не исчезнет, ведь вещатели могут производить дорогие программы, поскольку стоимость производства и доставки контента компенсируется наличием миллионов зрителей и слушателей.

ВС: Кому в Европе нужно цифровое вещание?

Ф.Л.: Цифровое вещание обеспечивает большую эффективность. Вещателям оно нужно потому, что позволяет снизить стоимость передачи сигнала. Но в первую очередь цифровое вещание нравится потребителю, и эта важная тенденция характерна для разных стран. Например, в Великобритании на Рождество лучше всего продавались цифровые телевизоры и радиоприемники стандарта DAB.

ВС: Как решаются проблемы хранения и архивации?

Ф.Л.: Стоимость хранения с каждым годом снижается на 50% - в конечном итоге, проблема будет решена.

Прогноз

Итак, мой прогноз на 2015 год: ТВ и радио останутся достаточно распространенными. Произойдет неизбежный переход на цифровое вещание. Пользоваться аудио и видео по запросу можно будет по широкополосным сетям и с помощью DVD-рекодеров. Пользователей будет довольно сложно убедить получать видеоуслуги по мобильным телефонам.

Очень много спорят о том, какими будут системы поставки. Однако на самом деле потребителей интересуют не технологии, а контент. Поэтому нужно что-то делать с тем, какой контент мы предлагаем, а не с тем, какие технологии используем. Цифровая революция не окажет практического влияния, если только она не будет основываться на хорошем контенте.

По материалам доклада Филипа Лавена
на конференции в рамках выставки CSTB'2004

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #2, 2004
Посещений: 12623

Статьи по теме

  Автор

Филип Лавен

Филип Лавен

Филип Лавен, работая на BBC и занимаясь научно-исследовательской работой, оказал существенное влияние на формирование политики ВВС по вопросам технического развития, например внедрения цифрового теле-и аудиовещания.

С 1997 года - он технический директор Европейского союза вещателей (Женева).

Кроме того, является Председателем ETSI/EBU/CENELEC Joint Technical Committee - комитета, ответственного за разработку европейских стандартов для вещательных систем

Всего статей:  2

В рубрику "Действующие лица" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций