Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Роль пороха в киноискусстве, или Таинственный город Шостка

В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Роль пороха в киноискусстве, или Таинственный город Шостка

Владимир Маковеев
Зампредседателя редсовета ВС

“В этой бочке, кажется, был бензин”, - сказал молодой Смит, чиркая спичкой. Покойнику было только 22 года.
Из американского юмора

Для начала я хотел бы извиниться перед той частью жителей этого симпатичнейшего города на Украине, которые не согласны называть его таинственным, хотя дальше будет видно, что для этого есть некоторые основания. Должен признаться, что вспомнить о Шостке меня побудила неприятная ситуация с частыми взрывами армейских складов боеприпасов в России.

Я еще в далекой молодости очень интересовался, по какой причине самый крупный в СССР химкомбинат, производящий кинофотопленки и магнитные ленты, расположен именно в этом небольшом (около 80 тыс. жителей) городе, вблизи которого нет каких-либо явных источников сырья. Справочники об этом молчали, а выяснять самому путем расспросов в те времена “культа секретности” в промышленности было попросту опасно.

Однако мне повезло, в первую же командировку в те края мне попался в компанию местный историк-любитель, страстный краевед, явно не связанный подписками о неразглашении. Его рассказ не во всем совпадал с тогдашними официальными документами, но в целом не вызывал возражений у представителей руководства Шосткинского объединения “Свема” (светоматериалы).

Город вырос из рабочего поселка около российского казенного порохового завода, построенного в 1740 году. Но не на пустом месте – в этой местности с давних пор существовали частные пороховые заводы, снабжавшие украинские гетманские войска и Запорожскую Сечь. Из непременных ингредиентов черного пороха на месте производился только уголь (местность была тогда лесистая!), и существовали удачные (по теперешней терминологии) логистические схемы по подвозу серы и селитры и, главное, по доставке продукции потребителям. Порох в Шостке делали “добрый”, по выражению моего знакомого-краеведа на “три с” (сильный, сухой, стабильный).

С появлением в стране массового кинематографа стала очевидной проблема собственного производства кинофотопленок, которые в те времена делались на горючей основе, по химическому составу и свойствам не отличавшихся от бездымного пороха

Но через примерно полтора века русской армии понадобился бездымный порох, который производился по совершенно иной технологии и из другого сырья, но производство сохранилось в Шостке. Здесь был учтен самый важный фактор в таком производстве – наличие рабочих и специалистов, которые связаны со столетней традицией технологической культуры, другими словами, обладающие искусством работать со взрывчатыми веществами и не взорваться (см. эпиграф!). Очень важна была редкая по тем временам привычка населения к работе на непрерывном производстве с ночными сменами.

С появлением в стране массового кинематографа стала очевидной проблема собственного производства кинофотопленок, которые в те времена делались на горючей основе, по химическому составу и свойствам не отличавшихся от бездымного пороха. Тут уже колебаний не было - в 1931 году в Шостке стала производиться кинопленка. Горючая кинопленка доставляла много противопожарных хлопот – бобины с пленкой по 300 метров (одна часть фильма - 10 минут) упаковываются в круглые металлические коробки, а коробки складываются в специальные металлические ящики – ЯУФы (ящик упаковки фильма). Еще больше хлопот приходится на оборудование кинозала, чтобы защитить зрителей от возможного пожара. Для молодежи полезно знать, что даже в таких мирных заведениях, как архивы телекиноматериалов, часть хранилищ оборудована по тем правилам, которые существуют для хранения взрывчатки.

Прошло время, кинопленка в Шостке стала производиться на негорючей ацетатной основе (горит, но не поддерживает горения), а позже там же разместили родственное по технологии производство магнитных лент. Но это уже совсем другая тема.

Очень жаль, что сейчас город Шостка испытывает все те же трудности, что и другие моногорода на просторах бывшего СССР, причем это даже не наукоград – почти вся наука по кинофотопленкам и магнитным лентам в СССР находилась в Москве (НИКФИ, ВНИИТР, ГОСНИИХИМФОТОПРОЕКТ).

 

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #5, 2011
Посещений: 10311

Статьи по теме

  Автор

Владимир Маковеев

Владимир Маковеев

Заместитель председателя редакционного совета

Всего статей:  69

В рубрику "25 Кадр" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций