Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мнения об автономном Рунете. Часть 2

Анна Заварзина, 07/03/19

 Представляв вашему вниманию продолжение материала об автономном Рунете. Повторит ли Россия китайскую модель, или у нашей страны, как обычно, свой особый путь. 

ивановАндрей Иванов
Генеральный директор IT-компании "Нативные технологии"

На данный момент речь об изоляции не идет, но определенная тенденция на лицо. Вероятность принятия закона, на мой взгляд, достаточно высока. Возможно, он будет отредактирован, смягчен, но тут дело именно в тенденции: государство хочет больше контроля и ищет возможности это осуществить. 
В целом, нельзя сказать, что эта тенденция однозначно плохая – это скорее общемировой тренд, вопрос как это будет реализовано на законодательном уровне и в жизни.

Интернет-пространство, как особая, специфичная сфера в любом случае, требует регулирования. Чем более значима интернет-сфера в жизни общества, тем больше внимания обращает на нее государство. 
Как это будет реализовано – это уже вопрос правовой практики и правовой культуры. Регулировка не должна быть направлена против граждан, их прав и свобод. Ну а пока, видимо, придется мириться с ограничением частной жизни и анонимности в интернете, тормозящим интернетом, повышением стоимости доступа в сеть и перебоями в работе отдельных сервисов. 
С другой стороны, пример блокировки Телеграмм показывает, что не все так просто, и не все, что решено, можно реализовать на практике. 
Если смотреть глобально, для рядового пользователя, в самом плохом варианте, это может быть электронное тоталитарное государство, подпольный интернет, черный рынок на биткойнах, блогеры-диссиденты и "Голос Америки" через нелегальный VPN. Есть пример Китая. Но надеюсь, до этого не дойдет. 
В хорошем варианте – прозрачность государства, снижение коррупции, общественный контроль. 

абрамянСаивел Абрамян
Адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга

На мой взгляд, истинная причина принятия данного закона (сомнений в том, что его примут у меня нет) заключается в желании органов государственной власти ограничить население страны от многочисленных потоков информации о негативных проявлениях во внутренней, внешней и социальной политики в стране. Интернет заполонен компроментирующими материалами на представителей власти, содержащими жесткую критику Президента, кабинета министров, Государственной Думы, судов и судей и др. Я сейчас имею ввиду не материалы оскорбительного толка, а именно критику, критику пенсионной реформы, налоговой политики, зарплатной политики, повышение цен на бензин и прочие товары, вопроса о принадлежности Курильских островов, продажу леса КНР, внешнюю политику в отношениях с Украиной, США и странами Европы, пропагандой в федеральных СМИ и прочее. Теряют свой авторитет и зрителей федеральные телеканалы - все больше и больше граждане предпочитают альтернативные интернет-СМИ. Все данные явления негативно (с точки зрения власти) сказываются на сознании населения, что само собой оказывает негативное влияние на на авторитете власти и вызывает угрозу ее свержения – увеличивается количество санкционированных и несанкционированных митингов, устраиваются протестные выборы и пр. Зачастую источниками данных материалов являются иностранные компании и установить, отследить и устранить их в рамках действующего национального законодательства не представляется возможным. Именно для этих целей власти намерены "отключиться" от "международной сети Интернет", что "избавит" Россию если не от основной, то от довольно большой части такого рода материалов. Доводы инициаторов данного законопроекта о борьбе с "врагами государства" -- это пыль в глаза населения, попытка манипулировать сознанием людей.

Что касается сравнения с опытом КНР. Это сравнение никак проводить нельзя. Отключение от глобальной сети в Китае не являлось самой целью, это было лишь одним из этапов экономических реформ, проводимых в начале 90-х годов в стране. В России же ни о какой экономической реформы речи нет.

Рассматриваемый законопроект абсурден и с той точки зрения, что на сегодняшний день уже существуют инструменты ограничения населения от нежелательных контентов. Для этих целей принят ряд других законодательных инициатив, например "Закон Яровой". Рассматриваются и другие законопроекты, например, запрет оскорбления представителей органов государственной власти в сети Интернет (тоже вызывает неоднозначную реакцию, но тем нее этот законопроект есть). Более того, существует судебная процедура отключения нежелательных с точки зрения Роскомнадзора сайтов.

Что касается технического обеспечения, то можно утверждать однозначно, что данные процедуры потребуют больших финансовых затрат, а денег, как известно, в стране нет...

Отлючение от глобальной сети повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан - свободу переписки (у большого числа граждан родственники и знакомые проживают в зарубежных странах, и общение происходит только через социальные сети и прочие приложения), свободу выбора профессиональной деятельности (довольно популярна в стране дистанционная работа в иностранных компаниях, либо деятельность блоггеров, основной источник доходов которых составляет реклама в социальных сетях и зависит от количества подписчиков). Кроме того, все большие и большие обороты набирают покупки в сети, а большая часть таких интернет-магазинов располагается за рубежом.

Поэтому лично я убежден в негативных последствиях от отключения России от глобальной сети. Нет ни одного разумного и обоснованного довода о пользе такого отключения.

Павел Владимирович Майдан
Консультант по связям с общественностью

На мой взгляд, одной из причин законопроекта о создании автономного Рунета, является лоббирование своих интересов среди крупных внутренних игроков, например таких, как Яндекс, который станет монополистом в своей сфере. Не стоит также забывать и политические мотивы. Для эффективной пропаганды, нужно изолировать общественность от альтернативных источников информации.

Стоит рассмотреть и такой вариант, как использование данной ситуации для отвлечения внимания граждан от какой-нибудь более значимой социальной темы. Цель может быть еще банальней, например, распил денег выделенных на изоляцию интернета.

Еще немаловажный фактор, отключения России от мировой сети – это негласное признание своей неконкурентоспособности в информационной войне. Изоляция в этом случае не поможет, а скорее наоборот, будет способствовать новой эскалации народного напряжения.

Возможно, власти считают, что можно повторить пример с интернетом, как в Китае? Нет. Нельзя. В Китае изначально интернет был ограничен, тем более там есть свой качественные аналоги YouTube и мессенджеров.

Стоит учитывать и такой существенный в психологии эффект, как страх потери. Мы больше боимся что-то потерять, чем что-то получить. Граждане посчитают такие действия очередным ущемлением своих прав и возможностей, а это приведет к еще большей критике действующей власти.

немкин-1Антон Немкин
Член наблюдательного совета РАКИБ

Какова, на ваш взгляд, истинная подоплека этого законопроекта? Законопроект принимается для того, чтобы в случае враждебных действий со стороны США, граждане России смогли пользоваться интернетом, а российский бизнес не столкнулся с массовой недоступностью своих сервисов, которые очень сильно зависят от связности интернета.
В конце прошлого года Киберкомандование Армии США официально переведено в боевой статус, а принятая в ноябре 2018 года американская киберстратегия однозначно утверждает, что Россия является недружественной страной - потенциальным противником. Так что исключать такие крайние сценарии стратегически недальновидно. 

Повторит ли Россия китайскую модель в том, что касается Интернета?
– Это просто невозможно в текущих условиях. Рунет изначально формировался по другим принципам как более свободная среда и такой средой он и останется. Нам есть чем гордиться с точки зрения российских технологий. Мы в этом плане самодостаточны. В Китае другие подходы к бизнесу и госуправлению, которые больше связаны с ментальностью и культурой. Так что однозначно мы идем разными курсами в регулировании, но имеем общие цели с точки зрения развития технологий.

Насколько технически осуществим законопроект об автономном Рунете?
Законопроект абсолютно проработан с технической точки зрения.

Как законопроект, в случае его принятия в нынешнем виде, повлияет на рынок?
– 
На рынке скажется однозначно позитивно. Сейчас более 10 тысяч операторов связи в стране отвлекают ресурсы на реализацию закона о Едином реестре запрещенных сайтов. Когда закон будет принят, государство за свой счет возьмет на себя эти функции и это большой шаг вперед. Мы впервые видим, что государство готово брать на себя бремя расходов, а не перекладывает их на бизнес.

Михаил Сафронов
Руководитель рабочей группы по вопросам свободы и распространения информации Общероссийского движения "За реальные дела!"
Сложно не согласиться с авторами законопроекта, что в сложившейся геополитической ситуации возросла актуальность разработки комплекса технологических и правовых механизмов, способных обеспечить устойчивую работу российского сегмента глобальной сети Интернет, в случае возникновения различного рода угроз. Законопроект предлагает значительное усиление государственного контроля за функционированием сети Интернет, а значит одновременно должны вводиться нормы, обеспечивающие защиту информационных прав и свобод граждан. Следует обратить внимание, что предлагаемые технологические решения могут привести не только к ограничению правомерного доступа к информации, но и к ухудшению качества, предоставляемых пользователям Интернет услуг связи, с одновременным ростом их стоимости. Прохождение законопроекта в первом чтении означает лишь одобрение его концепции, и мы рассчитываем, что к дальнейшей работе над документом будет привлечен широкий круг общественности и специалистов, что позволило бы найти"золотую середину"между интересами безопасности и правами граждан.

Темы:Интернет
Понравилась статья? Подпишитесь на наши страницы, чтобы ничего не пропустить!

 

Комментарии

More...