Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Архив Broadcasting: Михаил Сеславинский о преодолении информационного неравенства

Михаил Сеславинский, 19/02/19

1032541090_0-194-3436-2140_600x0_80_0_0_12cf6b7aedcda48dd246c17332ee7ab0Несколько регионов РФ в этом месяце перешли на цифровое вещание. В связи с этим мы достали из наших пыльных архивов интервью 2005 года с Михаилом Сеславинским,  руководителем ФАПМК, где он говорит о грядущей цифровизации, медиаизмерениях, судьбе регионального ТВ и о том, что ждет отрасль в целом.  Рекомендуем к прочтению. 

Мы должны устранить информационное неравенство

Михаил Сеславинский
В 2005 году руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ

В течение 2004 г. в медиаиндустрии в целом и в сфере электронных СМИ в частности произошло немало событий, принципиально важных для дальнейшего развития отрасли. Весенняя административная реформа, утверждение нового состава Федеральной конкурсной комиссии, принятие стандарта DVB, появление на российском рынке медиаизмерений двух компаний...

Параллельно с происходящими изменениями у российских вещателей появлялись и новые вопросы. Именно поэтому в начале нового года редакция журнала "Broadcasting" обратилась к руководителю Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаилу Сеславинскому с просьбой прокомментировать итоги прошедшего года и ответить на главный вопрос, волнующий всех вещателей: что год текущий нам готовит?

- Михаил Вадимович, существует ли сегодня концепция развития средств массовых коммуникаций? Если да, то на какой период она рассчитана и на какой рубеж выйдет отрасль в конце этого периода? Если нет, то кто занимается разработкой этого основополагающего документа и когда она завершится?

- Сейчас в Министерстве культуры и массовых коммуникаций повторно готовится документ, определяющий основы государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на период до 2010 г. В рабочую группу, которая занимается его доработкой, входят и сотрудники нашего агентства. Рассмотрение документа на заседании Правительства РФ предполагается в июне. Как известно, первая попытка его обсуждения на заседании Правительства 19 декабря 2004 г. была не очень удачной.

Что касается отдельных направлений, то по каждому из них перед нами стоит много задач. Остановлюсь лишь на некоторых.

Сегодня телевидением охвачено 99%  россиян. Однако три программы могут принимать 74,7%, четыре - 56,1%, пять и более - только 43,2% граждан. Наша задача - достичь максимального охвата населения социально значимым пакетом федеральных и региональных телепрограмм. Налицо явное информационное неравенство, которое нужно шаг за шагом устранять. Жители крупных и средних городов уже охвачены многопрограммным вещанием. Для сельских же районов и небольших городов должна проводиться системная работа по расширению числа принимаемых телеканалов. Здесь охват населения может достигаться, к примеру, путем установки маломощных многопрограммных ретрансляторов.

Другое важное направление - переход на новый технический уровень вещания, включающий замену аналогового телерадиовещания цифровым, распространение цифровой аппаратуры, доступной потребителю. Это дело не одного дня. Поэтому так важно обеспечить работоспособность существующей аналоговой сети распространения телерадиопрограмм, ее реконструкцию и постепенную модернизацию, но с прицелом на переход к полномасштабному цифовому вещанию. Также в будущем нам важно научиться выдерживать сроки плановой амортизации оборудования, чтобы не жить в ситуации постоянного технологического отставания.

Требуется уделять внимание увеличению социально значимой части телеэфира - специализированным программам: детским, культурным, спортивным, образовательным и т.д. С 2000 г. государство поддерживает подобные телепроекты на конкурсной основе. Но и на законодательном уровне надо создать такие экономические условия, чтобы телеканалам было выгодно производить, а инвесторам вкладывать деньги в подобный продукт.

 

- Согласно принятым документам телевидение станет цифровым к 2015 г. Существует ли поэтапный план перехода к цифровому вещанию? На каких документальных решениях он основан?

- Главным документом является распоряжение Правительства РФ "О внедрении в РФ европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB" (от 25.05.2004). Существуют программы модернизации передающей сети государственного телерадиовещания в России, поэтапного перевода спутниковых распределительных сетей на цифровые технологии, внедрения наземного цифрового телевещания в России.

Ключевыми пунктами успешной реализации данных программ и распоряжения Правительства РФ являются стандартизация цифрового вещания, частотное планирование, проработка процедуры перехода с аналогового вещания на цифру.

В соответствии с утвержденным графиком подготовка стандартов была завершена до конца 2004 г. Разработано четыре стандарта: "Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения", "Основные параметры сигналов и тракта цифрового наземного телевизионного вещания", "Каналы передачи цифровых телевизионных сигналов аппаратно-студийного комплекса и передвижной телевизионной станции цифрового вещательного телевидения. Основные параметры, нормы и методы измерения". Также был выпущен отраслевой стандарт "Таблицы отражательные телевизионные для цифрового телевидения".

По частотному планированию работает межведомственная группа. В ее рамках Роспечатью проведены расчеты по определению необходимого количества каналов для цифрового наземного вещания в различных регионах РФ.

Переход от аналогового вещания к цифровому потребует одновременного осуществления как аналогового, так и цифрового вещания. Нужно рассчитывать, что совмещенный режим вещания может продлиться несколько лет. Помимо разработки документов, законодательной базы, внедрения самой технологии, требуется проводить серьезную работу с населением. Быстрая модернизация может затронуть интересы пенсионеров и малообеспеченных граждан. Следовательно, модернизацию откладывать нельзя, но надо все заблаговременно просчитать и принять соответствующие меры.

- Есть концепция развития цифрового телевидения в России. А существует ли концепция развития цифрового радиовещания (сроки внедрения, принятие единого стандарта, охват и т.д.)?

- Нет, отдельной концепции развития цифрового радиовещания не существует. Радио, скорее всего, в ближайшие годы останется без изменения в существующем формате либо войдет в пакет вместе с телевизионным цифровым вещанием. Цифровое вещание - это дорогая, затратная технология, и развивать отдельное цифровое радиовещание нерентабельно. Главная трудность здесь - замена населением аналоговых радиоприемников на цифровые. Учитывая, что в глубинке многие принимают радио на ламповые приемники, которые были сняты с производства еще в 1960-е годы, сами понимаете, сколько времени займет процесс технического перевооружения в данной сфере. Для осуществления подобного перехода в лучшем случае потребуется десятилетие. Даже на Западе начавшийся полтора года назад переход с аналогового радиовещания на цифровое сталкивается с большими трудностями.

Тем не менее, если говорить об отдаленных перспективах, за цифровым радиовещанием будущее. Для наземного вещания утвержден международный стандарт DRM, для спутникового - DAB. Эти стандарты применяются в большинстве развитых стран. Но в России они де-юре еще не закреплены. Мы следим за эволюцией в данной сфере, внимательно изучаем зарубежный опыт. Из отечественных радиокомпаний опыт цифрового вещания имеет "Голос России", которая транслирует свои программы в формате DRM на европейские страны.

- Каковы формы дальнейшего развития крупнейших подведомcтвенных компаний ВГТРК и РТРС? Планируется ли их акционирование? Существуют ли их инвестиционные программы? Если да, то какие?
- На сегодняшний день акционирование ВГТРК и РТРС не планируется. Они не внесены в список предприятий, подлежащих акционированию и приватизации в 2004-2005 гг. Поскольку данные предприятия отнесены к числу стратегических, решение об их акционировании может принять только президент нашей страны. На сегодняшний момент существует ряд локальных инвестиционных программ во техническому перевооружению и развитию РТРС и ВГТРК.

Важно помнить, что оборудование, используемое сейчас в РТРС, создавалось в 1970–1980-е годы. В 1990-е годы хроническое недофинансирование, резкое сокращение выделения государственных средств на производство вещательного оборудования привели к утрате нами технологических позиций. Установленные в региональных распределительных сетях теле- и радио- передатчики и антенно-фидерные тракты выработали свой ресурс на 85%. Многие антенные мачты находятся в аварийном состоянии. Это оборудование морально устарело, и требуется его кардинальная модернизация, для чего, естественно, нужны серьезные вложения. Не исключаю, что может возникнуть потребность привлечения и частных инвестиций в отрасль. Государство в ближайшие годы вряд ли сможет обеспечивать финансирование в необходимых объемах: таких средств просто нет. Это повод, чтобы задуматься о реформировании данных предприятий. Причем меры нужно принимать именно сейчас, когда экономическая ситуация в стране относительно благоприятна, а сама система вещания более или менее прилично функционирует. Иначе в случае колебаний экономической конъюнткуры или технологических сбоев под угрозу может быть поставлена информационная безопасность страны. Сейчас наше агентство готовит предложения по созданию специальной федеральной целевой программы по модернизации указанных предприятий.

- Что Вы можете сказать о перспективах, изменениях и значении нового Закона "О СМИ" для индустрии?

- В настоящее время законотворческую деятельность осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Понятно, что Закон "О средствах массовой информации", действующий с 1991 г., уже не в полной мере отвечает современным экономическим реалиям, а также технологиям функционирования отрасли. Ряд ключевых положений закона, а также некоторые термины нуждаются в детальной проработке или в пересмотре. Индустриальным комитетом СМИ разработан проект новой редакции закона, где есть много новшеств, касающихся системы лицензирования вещания, регистрации СМИ, регулирования отношений между редакцией и владельцем, ответственности учасшиков медиарынка.

В настоящее время в Минкультуры продолжается работа над этим законом. Законопроект все еще не внесен в Думу.

- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию сосуществования на российском рынке медиаизмерений двух компаний? Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события дальше?

- В мировой практике есть прецеденты сосущесвования двух компаний на национальном рынке медиаизмерений. Так происходит в Польше, Греции, Болгарии. До недавнего времени два игрока было в Румынии, но там по результатам тендера две ведущие компании приняли решение об обьединении в AGB - TNS international. Однако, как показывает опыт, в большинстве случаев остается одна компания. Все зависит от страны и от конкретной ситуации. Иногда просходит и смена измерителей, как несколько лет назад случилось в Чехии. А вот в Германии на протяжении уже двадцати лет работает один медиаизмеритель.

По результатам тендера, проведенного "Медиа комитетом" в сентябре, победителем стала компания "Эй-джи-би телевижион" - русское подразделение итальянской корпорации AGB, одного из ведущих игроков на мировом рынке медиаизмерений. В ее российском подразделении работают профессионалы, которые занимались медиаизмерениями в разных странах. По условиям тендера, AGB начнет измерение с 1 января 2006 г. В 2005 г. компании предстоит провести установочные исследования во всех 160 российских городах, смонтировать приборы, осенью того же года предстоит тестовый период для окончательной доводки системы.

Некоммерческое партнерство "Медиа комитет" выступает здесь консолидированным заказчиком. Baжно то, что на правах заказчика "Медиа комитет" и его участники имеют право контролировать работу медиаизмерителя на любом этапе. Другим новшеством является то, что результаты медиаизмерений станут предоставляться уже на следующий день. Именно эти два фактора явились определяющими при подведении итогов тендера. Конкурентом AGB выступала британская корпорация TNS Gallup Media, которая десять лет работает на российском рынке. Так что до 2006 г. Gallup по сути будет пока единственным измерителем. Их панель работает много лет. Gallup Media ведет измерения в 42 городах России. Однако в общероссийском масштабе Gallup предоставляет данные не очень оперативно. Рекламные агентства такая ситуация отчасти устраивает, поскольку им важна общая картина. А вот вещателям бывает затруднительно отслеживать конкурентную ситуацию, ведь телевидение предполагает оперативность. Также очень важно иметь возможность верифицировать данные, перепроверять. Сейчас же покупателю исследования затруднительно проконтролировать работу медиаизмерителя.

На мой взгляд, 2005 г. станет определяющим для рынка телевизионных медиаизмерений на ближайшую перспективу. В российском случае конкуренция соответствующего продукта полезна. Это приведет к улучшению качества не только медиаисследований, но и содержательной части телеэфира. К тому же теперь удастся достичь почти стопроцентного охвата городов с населением свыше 100 тысяч человек. Из 167 российских городов исследования будут проводиться в 160. Это пойдет на пользу и региональным телекомпаниям, которые тоже смогут увидеть объективную картину.

- По словам генерального директора "Видео Интернешнл Тренд" Игоря Матюшенко, в России региональных каналов с независимым програмированием и своим контентом осталось всего 5%, и уход в сети для некоторых компаний - вопрос выживания. Согласны ли Вы с тем, что о региональном телевидении как о явлении скоро можно будет забыть?

- Региональное телевидение - это особая ниша, которую ничем другим не заполнишь. Россия - огромная страна. В каждом регионе происходит много событий, важных и интересных для его жителей. И, конечно, люди будут смотреть местные программы - прежде всего губернские новости, выступления местных творческих коллективов, краеведческие сюжеты, репортажи на злобу дня, развлекательные программы.

В силу ряда причин местные производители вряд ли смогут вкладывать в программы столько денег, сколько вкладывается на федеральных каналах. В результате в региональных телевизионных студиях будут более скромные декорации, минимум спецэффектов, морально устаревшее телевизионное оборудование. Тем не менее сама жизнь диктует необходимость региональным телекомпаниям повышать качество вещания и программ. Конкуренция за зрителя в регионах высока. В принципе в каждом регионе есть от двух до четырех сильных местных производителей телевизионного продукта. Кто-то из них выживет, кто-то уйдет. Но пока имеется спрос, местные телеканалы будут вещать. Тем более, согласно соцопросам, уровень доверия населения к содержнию местных телеканалов в два раза выше, чем к содержнию каналов центральных.

Сейчас многие региональные вещатели чередуют собственный продукт с ретрансляцией федеральных телеканалов. Такая практика выгодна всем. Местные вещатели получают контент, рост доходов; происходит обмен опытом, развиваются внешние связи; федеральные же каналы получают регионального зрителя.

Но есть еще вот какое наблюдение. В журналистике большое значение имеет человеческий фактор. Умение раскрыть тему, удачно смонтировать сюжет, написать сценарий или статью - вещи глубоко субъективные. Зачастую без всякого бюджета региональным журналистам удается создавать потрясающие сюжеты, программы, материалы, которые потом побеждают на престижных конкурсах профессионального мастерства.

Региональная журналистика - это гордость и опора нашей отрасли. Мы знаем, что региональные редакции являются своего рода кузницей кадров для федеральных СМИ. В журналистике, пожалуй, как ни в какой другой отрасли имеет место большой приток "свежей крови" из регионов. Сейчас, особенно с появлением медиахолдингов, этот процесс стал носить и обратный характер: когда профссиональные кадры возвращаются на места.

- Возможно ли сегодня создание в России общественного телевидения?

- Все зависит от того, какое значение вкладывать в слово "общественное".

Если иметь ввиду телевидение, которое работает на благо общества, на его просвещение, то у нас есть телеканал "Культура", есть телеканал "Спорт", который вносит реальный вклад в пропаганду здорового образа жизни. Есть единый независимый европейский новостной телеканал Euronews, который создается в том числе при участии России, и наши сограждане могут смотреть его на родном языке. Как я уже говорил, Федеральное агентства по печати и массовым коммуникациям ежегодно оказывает финансовую поддержку 150-160 общественно значимым телевизионным программам.

Если же под общественным иметь в виду телевидение, независимое от государства, то следует констатировать тот факт, что подавляющее большинство российских телеканалов являются коммерческими. Важно понимать, что телевидение не может существовать в отрыве от общества. Оно служит обществу, старается максимально удовлетворить запросы аудитории: информирует, просвещает, развлекает. Коммерческий успех зависит от того, насколько хорошо тот или иной телеканал справляется со своей общественной фикцией. На мой взгляд, социальные программы и проекты должны быть интересны зрителю, должны "брать за живое". Такие программы должны бороться за рейтинг наряду с развлекательным сегментом эфира. В качестве показательного примера социальных и одновременно рейтинговых проектов можно привести программы "Жди меня", "Неизвестная планета", "В мире животных", "Спо-койной ночи, малыши!".

И главное, словосочетание "общественное телевидение" можно понимать, как это принято на Западе (в Европе или США): когда телеканалы финансирует сам потребитель за счет абонентской платы. В этом случае редакция не зависит ни от спонсоров с рекламодателями, ни от государства.

В российских условиях полностью общественное телевидение вряд ли может быть создано в ближайшее время по причине недостаточной абонентской базы для вывода телеканала на самоокупаемость. Россияне не столь состоятельны, чтобы в массовом порядке платить за подписку на телеканал и за соответствующее оборудование, а за телевизионное производство тем более: если речь идет о федеральном канале, то производство требует очень больших затрат. Раскошелиться пока готовы лишь единицы, так что в российских условиях общественному каналу в силу отсутствия самоокупаемости придется обращаться за поддержкой к олигархам, крутым спонсорам или к государству. Но тогда такое телевидение не сможет называться общественным.

Сейчас термин "общественное телевидение" не прописан законодательно, поэтому нужна его трактовка либо в новой редакции закона "О СМИ", либо отдельным законодательным актом.

- Каким Вам видится развитие СМИ на ближайший год?

- Ближайший год пройдет под знаком празднования 60-летия Великой Победы. Это главный информационный повод, к освещению которого большинство СМИ серьезно готовятся.

На предстоящий год запланированы десятки важных мероприятий - семинаров, круглых столов, конференций по различным отраслевым проблемам. Именно на таких встречах, где собираются профессионалы и происходит выработка солидарной позиции медиаиндустрии по ряду острых вопросов. Это отраслевые стандарты, предложения по поправкам в существующее законодательство, по оптимизации НДС и др. Что касается международного сотрудничества, то здесь главной представляется работа по созданию единого информационного пространства в рамках СНГ.

Если говорить о прогнозах, то в целом объем рынка телевизионной, газетной и журнальной рекламы будет возрастать и в этом году. Усилится конкуренция. Как и в прошлые годы, кто-то сохранит и укрепит свои позиции, кто-то уйдет с рынка. Ожидается постепенное внедрение ряда современных технологий и креативных разработок, которые сейчас вновинку, но вдальнейшем они существенно повлияют на профессию журналиста и медиаотрасль.

На мой взгляд, 2005 г. имеет все шансы стать точкой отчета, которая задаст темпы направления развития медиаотрасли на среднесрочную перспективу.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2005

Темы:ФАПМКМихаил СеславинскийЭтот Broadcasting в истории
Понравилась статья? Подпишитесь на наши страницы, чтобы ничего не пропустить!

 

Комментарии